Ребенок как стратег собственной жизни должен обрести свободу выбора, научиться самостоятельно решать собственные жизненные проблемы, ориентируясь на свое персональное понимание ситуации, свое личностное отношение. Как действовать родителю - читайте в статье.
Воспитание подразумевает целенаправленное формирование у школьника способности и привычки выполнять социальные нормы, ценность которых неоспорима для общества.
В тоже время, ребенок как стратег собственной жизни должен обрести свободу выбора, научиться самостоятельно решать собственные жизненные проблемы, ориентируясь на свое персональное понимание ситуации, свое личностное отношение.
Способы воспитания |
Возможные результаты при высокой частоте их применения |
---|---|
1. Приказ |
Пассивность |
2. Решение |
Не самостоятельность |
3. Допрос |
Скрытность |
4. Допрос |
Тревожность |
5. Ярлык |
Агрессивность |
6. Угроза |
Страх |
7. Нравоучение |
Сопротивление |
8. Уход от решения проблемы |
Отчуждение |
9. Гиперопека |
Инфантильность |
10. Акцент на личном успехе |
Вседозволенность |
Учеными доказано, что воспитание всегда индивидуально, следование золотой середине в выборе способов воспитания, и любая крайность в нем - ошибка, часто трудно исправимая. Вот почему важно использование всей палитры способов воспитательного влияния, но при сохранении соразмерности частоты их использования и меры использования каждого из этих способов.
Способы воспитания |
Возможные результаты при высокой частоте их применения |
11. Просьба |
Активность |
12. Совет |
Самостоятельность |
13. Доверительная беседа |
Откровенность |
14. Акцент на достоинствах |
Уверенность |
15. Симпатия |
Доброжелательность |
16. Проекция результата |
Ответственность |
17. Встать на позицию другого |
Содружество |
18. Совместное обсуждение ситуации на равных |
Защищенность |
19. Возложение полномочий |
Инициативность |
20. Акцент на результате |
Самоограничение |
О чём же необходимо помнить!
1. Избегайте чрезмерных требований.
Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.
2. Предоставьте ребенку право на ошибку.
Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
3. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.
4. Не пропустите первые трудности в обучении.
Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
(Н.Е. Щуркова)