Сегодня – итоговое занятие в «Школе родительского образования для любящих мам и пап».
Занятие седьмое.
1. Письмо любящим родителям.
Дети группы риска... Дети улиц... Как только не называют взрослые люди этих мальчишек и девчонок. Они, скорее всего, есть и в классе, где учится ваш ребёнок. Их принято называть «трудными».
Они и вправду не просты на разгадку и понимание, но всмотримся в их лица, заглянем в глаза, как знать, может быть, найдём объяснение их нестандартному и не принятому в обществе поведению.
И ещё. Не будем лукавить и скажем друг другу правду – это всеми нелюбимые дети, т.к. они нежеланные и ненужные, прежде всего, родителям. Их терпят в детском саду, с ними мучаются в школе. А их вина только в том, что они смели появиться на белый свет и умудряются ещё жить, жить, как могут.
И они – не трудные, они – нелюбимые. Они постоянно балансируют между Добром и Злом, между Правдой и Кривдой. Поначалу им очень страшно, потом начинает нравиться, а затем уже в подростковом возрасте становится нормой – врать, вредничать, портить жизнь и себе, и окружающим. Происходит это оттого, что по-другому жить они просто не умеют: ведь дети – это зеркало родителей.
А их мамы и папы – это люди, заблудившиеся по жизни не в одном поколении. Они привыкли, что их всё время поучают, читают им нотации, а то и просто отчитывают за то, что ребёнком не занимаются, за разгульный образ жизни, за беспорядок в доме… «Строят» все – соседи, инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог... А ведь эти люди просто забыли, для чего и как стоит жить – жить по-человечески.
Если не взрослым, то хотя бы детям надо помочь вернуться к самим себе, к истинному смыслу жизни. Мы, благополучные, порой не представляем и сотой доли того, как живётся этим мальчикам и девочкам. А народная мудрость гласит: «Чужих детей не бывает! Есть окружение наших детей».
Может быть, встреча с «трудными» и есть проверка на доброту нашего родительского сердца? (Из книги Е.В. Бачевой «Мои родительские уроки»)
2. Размышление наедине с собой.
- Пройдите тест «Твои контакты с родителями»
Уважаемые родители, если вы хотите узнать, как ваш ребенок оценивает ваши взаимоотношения, можете предложить ему ответить на вопросы теста.
Возможно, размышления над ответами помогут вам изменить или улучшить эти отношения.
Используйте при ответах следующие оценки:
- да – 2 балла,
- иногда – 1 балл,
- нет – 0 баллов.
- Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
- Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли ты с ними по личным вопросам?
- Интересуешься ли ты работой своих родителей?
- Знают ли родители твоих друзей?
- Бывают ли твои друзья у тебя дома?
- Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?
- Тебе бывает скучно дома, ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?
- Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?
- Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
- Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе с тобой и твоими гостями?
- Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
- Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи или фильмы?
- Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?
- Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
- Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?
Результат:
- Если набрали больше 20 баллов – Отношения можно считать благополучными.
- От 10 до 20 баллов – Удовлетворительные отношения, но недостаточно многосторонние. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.
- Менее 10 баллов – Контакты ребенка с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить. А иначе есть риск: вашей семье попасть на учёт в группу риска. (www.pro-centre.arkh-edu.ru; Из сборника Академии родительского образования «Тесты для любящих родителей»)
3. Моя родительская позиция.
- Посмотрите небольшие фильмы «Я сюда больше никогда не вернусь» (реж. Р.Быков) и «Проверка» (реж. Г.Суханова).
- Ваша точка зрения – закончите следующие предложения:
- Ребёнок становится «трудным»
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- «Трудных» детей спасёт
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Я думаю, что
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Всем нам, и в особенности педагогам, надо избавиться от мифа, что человека можно перевоспитать. Это заблуждение! Ни мужа, ни свекровь, ни «трудного» подростка перевоспитать невозможно.
Кто-то из великих сказал: «Бороться с недостатками – это путь в никуда, надо развивать достоинства». И ещё: «Люди никогда не меняются через ненависть, осуждение или приговор. Мы меняемся к лучшему через Прощение, Любовь и Веру».
Это относится и к «трудным» подросткам. Вполне вероятно, что благодаря вам, любящим родителям, они увидят другие отношения взрослых и детей, другой семейный уклад, реально другую, а именно человеческую жизнь. И что важно – не на экране, а рядом с собой – у своих одноклассников. (Из книги Е.В. Бачевой «Мои родительские уроки»)
4. Необязательная подсказка.
Доброта – способность откликаться на беду, нужду ближнего твоего;
- потребность души благородного человека;
- обязательная основа взаимоотношений человека;
- составляющая общения воспитанных людей;
- проявление души милосердного человека.
(Из книги Е.В. Бачевой «Словарь семейного счастья»)
Симон Соловейчик: «Каждый из нас кажется себе очень добрым. Отчего же в мире так не хватает доброты? Каждый склонен ждать добра от другого, а не от себя».
А любящие родители способны на добро: сложную семью возьмут в свою «пятёрку». Конечно, они понимают, что маму, скорее всего, не дождутся на детско-родительские встречи. Но речь здесь идёт о спасении мальчика (или девочки).
Доброжелательность, вера в «трудного» ребёнка («у тебя всё обязательно получится»), похвала, даже за маленькие достижения, сделают своё дело: сердечко его отогреется , и вместе с одноклассниками и их родителями он будет творить добро, строить свою жизнь по человеческим законам. (Из книги Е.В. Бачевой «Союзники и деловые партнёры»).
5. Итоги седьмого занятия в Школе родительского образования.
Это занятие для меня/для нас ______________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оставайтесь дома – берегите себя и своих близких!
#народный родительский антивирус #национальная родительская ассоциация #НРА
«Академия родительского образования» работает с теми, кому это надо:
Автор материалов - ЧОУ ДПО «Академия родительского образования»,
сайт: www.aro-perm.ru
группа «ВКонтакте»