Начинаем публикацию цикла занятий по спецкурсу дистанционного обучения «Ради счастья детей» в рамках Школы родительского образования для любящих мам и пап. Основная цель данных занятий — отлаживание детского-взрослых отношений в семье.
Занятие первое
1. Письмо любящим родителям
Какие они, школьные годы у наших детей и внуков? И я сейчас не о коронавирусе – когда-то он всё равно «выдохнется», а о содержании школьных дней у наших мальчиков и девочек. Благо - есть время об этом подумать.
Детство – оно имеет свойство заканчиваться, и порой, неожиданно для родителей. Но именно в эти годы закладывается фундамент будущей личности.
Давайте откровенно – хотя бы сами себе – ответим на некоторые вопросы:
- Наш ребёнок научился дружить, помогать и заботиться о тех, кто рядом?
- Он полюбил природу, с восхищением замечает, как просыпается по весне соседний лес?
- Он радуется успехам одноклассников, гордится своим классом, школой?
Кто-то скажет: а учителя на что? А кто-то возразит: это дело семьи.
Посмотрим правде в глаза: что касается учителей, они настолько перегружены педагогическими обязанностями, что им просто некогда посмотреть в глаза ученика, почувствовать его тревогу, страх, одиночество. А ещё добавим, что практически каждая учительница – жена, мама, бабушка – её на своего-то ребёнка не всегда хватает.
И уж, если на то пошло, ученик – чей-то сын (или дочь), и в новых реалиях – он принадлежит семье: и то, какое образование он получит, какой человек из него вырастет – ответственность за родителями.
Но вот беда: мамам и папам в большинстве своём тоже некогда заняться собственным ребёнком, а порой, мы и не знаем, как и о чём поговорить с ним.
Как результат – наши «компьютерные» дети не умеют и не хотят (!?) общаться глаза в глаза. Они эмоционально глухие: сочувствие, сопереживание – это не про них.
Проживая школьные годы в виртуальном мире, они в мире реальном – социальные инвалиды – не видят и не слышат жизнь. Что их ждёт в недалёком будущем: скорее всего они не найдут (да и не будут искать!) свою вторую половинку. А это значит, останутся без семьи, без детей, т.е. у нас не появятся внуки. Так и род человеческий исчезнет!
Конечно, я утрирую ситуацию, но стоит всё-таки признать, что мы задолжали нашим детям, задолжали в заботе, во внимании, в совместных радостях и открытиях, в сердечном общении…
При этом мы ведь любим их! Любим и хотим, чтобы они выросли достойными людьми.
Пока «поезд не ушел», другими словами, пока у наших дочек и сыновей не закончилось детство – ради их счастья займёмся собой и своими отношениями с детьми.
И сделаем это с любовью!
(Из книги Е.В. Бачевой «Мои родительские уроки»)
2. Размышление наедине с собой
- Посмотрите видеоролик «Ваза».
- Прочитайте и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:
- Ну что за друзья у тебя? (0)
- Сколько раз тебе повторять! (0)
- Посоветуй мне, пожалуйста. (1)
- Не знаю, чтобы я без тебя делала.(1)
- И в кого ты такой уродился?! (0)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1)
- Ну на кого ты похож(а)?! (0)
- Я в твое время...(0)
- Ты мне опора и помощник(ица). (1)
- О чем ты только думаешь?! (0)
- Какой(ая) ты у меня умница! (1)
- А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
- У всех дети как дети, а ты... (0)
- Какой ты у меня сообразительный! (1)
(по методике Р.В.Овчаровой)
Обработка результатов. Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе.
Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.
Отметьте те фразы, которые не мешало бы почаще говорить детям (если вы действительно их любите).
Попробуйте в течение вечера использовать их хотя бы по одному разу. И понаблюдайте за реакцией ребенка. (Из книги Е.В. Бачевой «Любовь в нашем доме»)
3. Моя родительская позиция
Для начала определимся с понятием. Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к самому себе, к своей семье, к дому, к ребёнку, к его друзьям и одноклассникам, к образовательному учреждению и педагогам, к малой и большой Родине.
Закончите следующие предложения:
- Хороший друг/подруга – это
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Друг/подруга для моего ребёнка – это
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Мне нравится/не нравится в друзьях моего ребенка
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Мой ребенок – хороший друг/подруга, т.к.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
или
- Мой ребенок не совсем хороший друг/подруга, т.к.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Необязательная подсказка
Психологи говорят, что дети повторяют образ жизни своих родителей: по одним исследованиям – на 90%, по другим – на 95%. Другими словами, какая семья у нас, практически такой же она будет и у наших дочек и сыновей.
Семья – это пространство доверия, любви, нежности, заботы, понимания и терпения;
- способ сохранить человеческую природу;
- цель любящих друг друга Мужчины и Женщины;
- гарантия сохранения души;
- вечная ценность человека;
- добровольный союз родных душ;
Семья – духовная Родина человека. (Из книги Е.В. Бачевой «Словарь семейного счастья»)
5. Итоги первого занятия в Школе родительского образования
Это занятие для меня/для нас _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оставайтесь дома – берегите себя и своих близких!
Автор материалов - ЧОУ ДПО «Академия родительского образования»,
сайт: www.aro-perm.ru
группа «ВКонтакте»