Чтение - одна из основных форм интеллектуальной деятельности человека, а именно - рецептивный вид речевой деятельности, с которым связаны важнейшие социальные функции.
Чтение - одна из наиболее сложных и значимых форм когнитивной деятельности человека, которая относится к социальным и нейропсихологическим функциям. Здесь следует, прежде всего, отметить важность чтения в духовно-нравственном развитии личности, расширении кругозора посредством увеличения суммы знаний о мире.
В настоящее время чтение рассматривается "... как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности". Многие ученые в прошлом и настоящем изучали чтение многоспектно – с точки зрения его структур и функций, роли в обучении и воспитании детей, формировании духовного и нравственного мира личности и поведения в обществе.
В вопросах духовно-нравственного развития детей и подростков чтение играет ключевую роль. В подростковом возрасте важно увлечь детей и подростков в захватывающий мир чтения, предложить произведения, которые будут им актуальны и интересны. Выбор тем чтения основывается на необходимости развития чувства национальной культурной идентичности подрастающего поколения, передаче знаний об истории, традициях и достижениях России, укреплении чувства патриотизма, осознание ценностей семейных отношений и уважительного отношения к людям старшего возраста.
Детское чтение – это многогранный и многоаспектный комплекс знаний, умений, навыков, и обширнейший литературно-практический инструментарий включающий в себя как произведения художественной и научно-познавательной литературы, так и сам процесс приобщения детей и подростков к литературе, умению правильно интерпретировать прочитанное, что приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Для того, чтобы успешно осуществлять эстетическое воспитание детей, в подобранных произведениях детской литературы сочетаются нравственные идеалы, познавательная ценность, художественная ценность. Особое значение приобретает выбор образа героя для подражания.
Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего России. Приобщение детей к чтению, и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
В России в последние десятилетия развивается системный кризис читательской культуры, заметно снижение мотивации обучающихся к чтению, книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми, расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др. Проблема чтения является одним из самых значимых факторов сохранения ядра национальной культуры. Книга находится на 5-м месте среди ценностей организации свободного времени школьника. Задача, поставленная в Указе Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года», «…создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» не может быть решена без повышения качества детского и подросткового чтения. Вхождение России в десять наиболее развитых стран мира по качеству образования также не представляется возможным без развития детского чтения.
В рамках проекта «Обеспечение методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения» Национальной родительской ассоциацией были разработан комплект информационно-методических материалов. Общая задача комплекта – персонализация подбора книг, исходя из типовых и индивидуальных психологических проблем ребёнка, усиление функции чтения как способа решения индивидуальных проблем каждого конкретного подростка. В результате подготовлены следующие материалы, размещённые на сайте Национальной родительской ассоциации nra-russia.ru
- 100 тематических обзоров, включающих 20 произведений по детской литературе, а также порядок доступа к ним, включающий в себя цели и задачи обеспечения предоставления доступа к материалам, порядок предоставления материалов, инструментарий, применяемые технологии, технические требования к используемым ресурсам.
- Методология для индивидуального подбора книг, включающая в себя:
- список проблем и психологических «запросов» детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет;
- список 250 книг, отвечающих на список проблем и психологических «запросов» детей и подростков;
- массив данных для обучения и программирования системы индивидуального подбора книг, системы диагностического литературного тестирования;
- дорожные карты (анкеты) по книгам.
- Аналитические материалы по итогам мониторинга 50 современных школьных программ по литературе.
- Методические материалы для неформальных уроков литературы в 5-11 классах.
В рамках проекта в 10 субъектах Российской Федерации состоялись региональные педагогические конференции для учителей и библиотекарей. Такие конференции прошли в Московской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Калужской, Тверской и Ярославской областях, а также в Пермском, Алтайском, Ставропольском краях. Участниками событий стали 947 ученых и практиков – исследователей проблем обеспечения методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения, учителя и библиотечные работники. На региональных конференциях специалисты представили доклады и презентации успешных практик по возвращению интереса к чтению. Состоялись дискуссионные площадки, «круглые столы», а также творческие встречи с местными писателями и поэтами. Мероприятия проходили в открытом формате и присоединиться как очно, так и в формате онлайн мог любой желающий, подавший заявки в оргкомитет.
В ходе конференций были обсуждены и сформулированы следующие направления работы для решения актуальных проблем детского и подросткового чтения.
- Разъяснительная и просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся о необходимости сочетания, взаимного дополнения развития у ребёнка читательских и информационных компетенций.
- Разъяснение многогранной значимости чтения для человека, в том числе чтения художественного произведения как процесса сотворчества автору, развития нравственных основ и духовного мира человека, понимание того, что ключевой результат и смысл чтения – духовно-нравственное преображение, возможность «прожить» другую жизнь, испытать чувства в другой реальности, «примерить» на себя ситуации иной реальности.
- Раскрытие гедонистической, рекреационной, коммуникативной, психотерапевтической и эстетической функций чтения, функции важнейшего фактора когнитивного развития человека, развития фантазии, возможностей концентрировать внимание, формулировать мысли, оформлять образы, интеллекта, скорости и нестандартности принятия решений и других конкурентных преимуществ на современном рынке труда.
- Интеграция усилий и ресурсов образовательных организаций и библиотек, семейного воспитания.
- Усиление в работе образовательных организаций составляющей, направленной на формирование читательских компетенций, любви, интереса и мотивации к чтению в рамках учебного процесса, внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования.
- Активное внедрение и использование современных информационных ресурсов, продуктов.
- Обновление контента тематических списков по внеклассному чтению, общее усиление работы по внеклассному чтению для всех возрастных категорий обучающихся.
- Проведение работы по формированию читательской культуры и компетенций, интереса и читательской грамотности, начиная с дошкольного детства.
- Продвижение в родительские сообщества информации о новинках детской и подростковой литературы, обладателях современных литературных премий, рейтингов отечественной и переводной современной литературы.
- Организация просветительских и информационных акций, флеш-мобов, направленных на формирование моды на чтение («Время читать!», «Читающая армия правнуков Победы», «Час чтения» и др.), возрождение лучших традиций семейного чтения, создание социальной рекламы, инсталляций, внедрение названий, связанных с литературным процессом, участие звёзд спорта и эстрады в повышении престижа книги и чтения.
- Развитие различных форм самоорганизации читателей («Школа развития читательских компетенций», «Школа молодых литераторов», книжные клубы и др.)
- Применение современных форм мотивации к чтению (бук-треллеры, промо-ролики, гейм-букс, креды, фан-фики, квесты, отзывы на книги, инстаграм-страницы литературных героев, тик-ток ролики по книгам, вики-сайты, мультфильмы, театрализация и геймизация и др.)
- Актуализация имеющегося арсенала хорошей детской литературы, создание эффективных и современных навигаторов.
- Внедрение новых социальных, информационных и образовательных функций библиотеки как центра качественной и достоверной информации, помогающего погрузиться в мир чтения, читательских традиций и культуры.
Проект «Обеспечение методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения» вызвал большой общественный резонанс, что выражено в более, чем 100 публикациях в электронных и печатных СМИ федерального уровня, региональными телекомпаниями подготовлен ряд видео-роликов и интервью.
cloud.mail.ru
youtu.be
vk.com
youtu.be