X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Проекты и конкурсы



«Языки народов России»: итоговая резолюция 2021 года

Резолюция по итогам проведения в 2021 году серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»

В 2021 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 20 семинаров-совещаний в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах. В 2021 году мероприятия прошли в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Республике Калмыкия, Астраханской области, Волгоградской области, Краснодарском крае, Республике Адыгея, Республике Крым, Республике Мордовия, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Нижегородской области. Мероприятия проекта начались 12 марта 2021 года в г. Махачкале, а финальный для 2021-го года, межрегиональный семинар-совещание Приволжского федерального округа состоялся 26-27 мая 2021 года в г. Нижнем Новгороде. Проект, рассчитанный на 2020-2022 гг., в итоге охватит все федеральные округа России [1].

В ходе общественно-научной, методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков. Среди приоритетов региональных систем образования - обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей, профессиональный рост учителя родного языка и родной литературы нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народов, ориентиры на создание единой инновационной информационно-образовательной среды профессионального развития работников образования.

В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.

Следует отметить инновационные проекты и программы продвижения родных языков в сеть Интернет, особо активно развивающиеся в Республике Башкортостан (Научно-образовательная интернет-платформа Без узбез-башкорттар, «Интерактивный башкирский», «Мир родного языка», «Башкирский филворд», мобильное приложение «СалямPRO», Республике Татарстан (Tatarschool.ru, Tatsoft, Tatzet, Туган Тел, Татар иле, Бала.рф, Тиз.яз), Республике Марий Эл (портал Mari-Lab, электронные курсы, аудио-книги на марийском языке), Кабардино-Балкарской Республике, проект «Аудиокниги на родных языках» в Дагестане на ресурсе KaspLingua. Интересен опыт проведения языковых лагерей удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл» («Любимый удмуртский язык»). Созданы башкирский дактильный алфавит (башкирский жестовый язык) и развивающая башкирская игра БЕЛемАЛ. Библиотека балкарской литературы на портале elbrusoid.org включает 732 461 книгу, также по этому языку разработано мобильное приложение, ориентированное на детей, начиная с самых ранних возрастов. 

Заслуживает внимания мотивационная деятельность по изучению родных языков Северного Кавказа, реализованная в рамках проекта «Песни Победы на языках Северного Кавказа» Ставропольским государственным педагогическим институтом. В Республике Башкортостан проводятся Дни, посвящённые известным башкирским личностям-уроженцам из различных регионов.

Признанным на российском и международном уровне является опыт полилингвальной модели поликультурного языкового образования, реализуемый в Республике Северная Осетия-Алания под научным руководством Кафедры ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института (зав. кафедрой проф. Т. Т. Камболов).  6 полилингвальных образовательных комплексов функционирует в Республике Татарстан. До 2024 года планируется открыть 14 полилингвальных школ в Республике Башкортостан. Философия полилингвальных школ выражена в девизе «Учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться, чтобы жить, учиться жить вместе».

В регионах проведения семинаров-совещаний 2021 года значительную роль играет лигво-культурологическая составляющая, изучение традиций и обычаев адыгского, чувашского, марийского, кабардинского, черкесского, калмыцкого и других народов на уроках родного языка и родной литературы, обращение к эпосу, устному народному творчеству, истории семьи и рода. Такой подход является важным моментом в воспитании у учащихся основ национального самосознания, толерантности отношения к другим нациям и культурам. Примером такой работы является линия учебных пособий по школьному учебному курсу «История и культура народов Марий Эл», разработанная и внедрённая во всех параллелях среднего звена Республики Марий Эл.

Следует отметить эффективную работу таких образовательных организаций, как ГБОУ УР «Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда» и удмуртский центр билингвизма «БИЛИНГВА» (Удмуртская Республика), ГБОУ ШИ «Аланская гимназия» (Республика Северная Осетия-Алания), Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей (Республика Дагестан), МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. А.К. Шалхакова» (Республика Калмыкия), Центр образования «Многофункциональная воскресная школа» в г. Казани (Татарстан). В Республике Башкортостан функционируют 57 инновационных школ на родном языке и изучением родных языков народов, проживающих в республике. 

В ряде регионов функционируют специально созданные для методической поддержки преподавания языков народов Российской Федерации научно-педагогические организации, такие, как Институт развития чеченского языка (Чеченская Республика), Дагестанский  научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи, Северо-Кавказский научно-исследовательский институт филологии (Ставропольский край), Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных науки  им. Ч. Ахриева, Центр развития калмыцкого языка, Научно-исследовательский институт крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики, ГБНУ при Правительстве Республики Марий Эл «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М.Васильева», Высшая школа национальной культуры и образования им. Г. Тукая Казанского (Приволжского) федерального университета (Татарстан).

В отдельных регионах имеет место активная и плодотворная работа общественных организаций, таких, как Международный союз общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир» и «Фонд по сохранению и развитию башкирского языка», Международная Черкесская Ассоциация, Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Международный союз сказкотерапевтов.

Следует отметить системную работу по повышению квалификации преподавателей родных языков, ведущуюся на платформе региональных институтов повышения квалификации. Так, например, в Республике Мордовия реализуются программы «Живые уроки» - интеграция урочной и внеурочной деятельности изучения родного языка и родной литературы» (18 часов), «Инновационные подходы в преподавании родного (мокшанского, эрзянского) языка и родной (мордовской) литературы в условиях реализации ФГОС» (36 часов), «Актуальные проблемы преподавания мордовского (мокшанского, эрзянского) языка и мордовской литературы в школах Республики Мордовия и мордовской диаспоры в условиях реализации ФГОС ОО» (108 часов). Среди курсов в Республике Марий Эл «Этнокультурное развитие детей: психолого-педагогическое сопровождение», «Технологии формирования ключевых компетенций ученика XXI века в этнокультурной среде в процессе преподавания марийского языка и литературы». «Организация работы обучающихся с ОВЗ в реализации предметной области родной (татарский) язык», «Язык и литература в условиях полилингвизма: лингвистические контрасты и методические проблемы», «Татарский язык и культура речи. Культура делового общения», - часть многочисленных наработок в Республике Татарстан. 

Нормативно-правовое обеспечение национальных языков развивается в различных регионах в разной степени. Например, в Республике Башкортостан действует принятая ещё в 2009 году «Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан», а в 2020 г. принята «Концепция преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021-2030 гг.» Комплексно и системно организована работа по преподаванию языков народов Российской Федерации в Республике Татарстан, где реализуются три государственные программы: «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2023 годы», «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2022 годы», «Сохранение национальной идентичности татарского народа на 2014 – 2023 годы». Принята государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы». Реализация этих программ позволяет проводить целый комплекс мероприятий, направленных на поддержку татарского языка, в том числе и за пределами Татарстана. Мероприятия по поддержке татарского языка касаются и обучающихся, и педагогических работников, и взрослого населения.

Важную роль в повышении мотивации к изучению родных языков играют творческие конкурсы, олимпиады. Например, дистанционная олимпиада «Путешествие в тайны родного языка» (по мордовским языкам), Республиканский фестиваль-конкурс «Родной язык-душа моя, мой мир» в Кабардино-Балкарской Республике, Всероссийский конкурс мастер-классов учителей родных языков «Туган тел» и Всероссийский конкурс «Лучший учитель татарского языка и литературы», Международный творческий литературный конкурс «Пусть слово доброе душу разбудит…» и проект «Дагестанские сказки» в Республике Дагестан, Межрегиональный конкурс «Учитель года башкирского языка и литературы», проводимый с 1995 года.  

Эффективной формой работы являются воскресные школы, в которых изучаются язык и культура. Так, в 42 отделениях воскресных школ Республики Татарстан изучается язык и культура 25 национальностей. В Республике Башкортостан функционирует 15 национальных воскресных школ, ведущих преподавание на 9 языках.

Интересен опыт в части работы с родными языками со взрослыми. В Республике Калмыкия используется «Учебник калмыцкого языка для взрослых, не владеющих калмыцким языком», рассчитанный на 90-100 часов, в Татарстане - информационная образовательная система дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле», Международная система дистанционного обучения башкирскому языку.

В ходе семинаров-совещаний был представлен интереснейший опыт преподавания русского родного языка. Такой опыт представили Ли Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Майкопская гимназия № 22», Ходус Вячеслав Петрович, заведующий кафедрой русского языка гуманитарного института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ленкова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» (Республика Калмыкия), Нарушевич Андрей Георгиевич, заведующий кафедрой русского  языка и литературы
Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Кочаровская Ольга Васильевна, директор МКОУ СОШ с. п. Благовещенское Кабардино-Балкарской Республики.

Одним из приоритетных направлений является учебно-методическое обеспечение этнокультурной составляющей содержания образования, издание учебных пособий и программ по всем родным языкам, включая предмет «Русский родной язык».  

Анализ системы преподавания родных языков в регионах в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округов позволил выявить ряд общих комплексных проблем. Среди них – недостаточная степень координации, отсутствие единства принципов и подходов, действий в развитии преподавания родных языков как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне каждой образовательной организации, недостаточное обеспечение учебно-методическими пособиями и учебниками, отсутствие преемственности преподавания родных языков между уровнями образования, незначительный объём использования современных информационных технологий в преподавании языков народов Российской Федерации.

Отдельный блок проблем связан с низким уровнем вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в процессы сохранения и изучения родных языков, правовой нигилизм родителей, и низкий уровень мотивации семьи в этих вопросах. Среди наиболее значительных недостатков региональных систем образования – практически полное отсутствие разъяснительной, просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

Ощущается разрыв между традиционными формами организации учебного процесса и информационными продуктами, тем информационным миром, в котором живёт современный ребёнок, концентрация преподавания родных языков на уровне начальной школы и во внеурочной деятельности, отсутствие современных интерактивных и информационных ресурсов, ориентированных на взрослое население.

Большое количество вопросов, непонимание со стороны педагогов и родителей, вызывает преподавание такого предмета, как «родной (русский) язык», по этому направлению необходима системная разъяснительная работа.

Значительные трудности вызывает подготовка современных учебно-методических комплексов по родным языкам, процесс внесения их в федеральный перечень учебников.

Необходимость повышения уровня методической подготовки учителей родных языков.

Отсутствие современных УМК по родным языкам и литературам, а также предметам этнокультурной направленности.

Отсутствие объективных средств оценки уровня освоения родных языков и литератур.

Низкая мотивация обучающихся и родителей к изучению родных языков. 

Все указанные процессы и проблемы развиваются на фоне значительного сокращения бытования языков народов Российской Федерации, их использования в семейной и общественно-политической жизни, значительного обеднения, снижения качества устного и письменного использования русского языка. Происходят процессы маргинализации языка, снижения языковой культуры, латинизации языкового пространства.      

Основой для дальнейшего развития преподавания языков народов Российской Федерации должна стать выработка языковой образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации. Языковая образовательная политика региона должна включать в себя взаимосвязанный комплекс организационно-методических, правовых, информационно-просветительских и научно-исследовательских мероприятий по преподаванию родных языков, включая русский язык как родной. Признаками такой языковой политики должны быть системность, комплексность, практическая ориентированность. Тема родных языков должна быть интегрирована в учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу. Важно, чтобы участниками реализации языковой политики были все участники образовательных отношений, органы исполнительной власти и местного самоуправления, научные и общественные организации. Языковая образовательная политика региона должна реализовываться в каждой образовательной организации с учётом местной специфики и традиций.

Для дальнейшего развития системы преподавания языков народов Российской Федерации важно реализовывать следующие предложения.

Системное проведение межрегиональных мониторинговых исследований состояния системы этнокультурного образования для анализа проблем и определения приоритетов развития системы общего и дополнительного образования, общероссийская координация в этой работе со стороны Министерства просвещения Российской Федерации.

Организация постоянно действующей федеральной методической площадки «Региональные практики управления этнокультурным образованием» для обсуждения научно-практических механизмов повышения качества этнокультурного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования.

Создание единой цифровой платформы по сохранению и развитию родных языков для широкого круга пользователей, включая взрослое население, родителей обучающихся.

Организация работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода, с использованием современных гаджетов и информационных технологий, близких и понятных современным детям.

Поддержка общественно-государственного характера развития преподавания языков народов России, общественных организаций, работающих в этой сфере, межведомственное взаимодействие.

Включение в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования действующие учебные пособия по родным языкам и литературам. Создание единого общероссийского алгоритма («матрицы») разработки учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов по родным языкам.

Создание онлайн - курсов повышения квалификации по современным методикам преподавания родных языков, формированию у педагогов навыков работы в различных информационных средах, с использованием информационных продуктов, в том числе работа по теме «Сохранение языка в цифровом пространстве».

Выявление лучших практик и моделей обучения русскому языку как родному и как государственному и родным языкам народов Российской Федерации на всех уровнях общего образования, с целью распространения опыта.

Включение на уровне дошкольного образования компонентов предметной развивающей среды, способствующих речевому развитию детей на родных языках.

Увеличение доли программ дополнительного образования, направленных на изучение и сохранение родных языков и литератур в учреждениях дополнительного образования детей. 

Перспективным аспектом сохранения и развития языков народов Российской Федерации является повышение интереса к этой тематике со стороны взрослого населения, создание информационных продуктов, позволяющих изучать родной язык вне зависимости от возраста и территориальной принадлежности, места проживания человека. Родной язык должен получить перспективу сохранения в рамках музейно-краеведческой работы как важнейший элемент этнического кода территории, туристско-привлекательное явление. Важно обеспечить внимание к родному языку в сфере журналистики, государственного и муниципального управления, социологических, политологических и иных программах гуманитарной направленности, программах вузов. Все указанные мероприятия по формированию и развитию языковой среды, безусловно, должны положительно повлиять на повышение мотивации педагогов и обучающихся к изучению языков народов Российской Федерации.    

По итогам проведения серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» подготовлен ряд научных и научно-популярных статей, в том числе, принятых к публикации в журналах, включённых в списки ВАК, видеосюжет, сборник успешных региональных практик, включающий в себя 28 статей, пост-релиз, а также анализ оценки состояния и характера развития преподавания языков в разрезе федеральных округов. Со всеми материалами по итогам серии мероприятий можно познакомиться на сайте Национальной родительской ассоциации www.nra-russia.ru, начиная с 01 октября 2021 года. 

Благодарим за поддержку проведения семинаров-совещаний в 2021 году Маршеву Ларису Ивановну, директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации, доктора филологических наук, профессора, Дудову Людмилу Васильевну, члена Президиума Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, председателя Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка, профессора кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена, кандидата филологических наук.

Проект «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» будет продолжен в 2022 году – в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.


[1]В 2020 году семинары-совещания состоялись в регионах Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020