X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Проекты и конкурсы



«Языки народов России»: итоговая резолюция

В 2020 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 18 семинаров-совещаний в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Проект рассчитан на 2020-2022 гг. и в итоге охватит все федеральные округа России. Семинары-совещания в 2020 году прошли в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Республике Тыва, Красноярском крае, Республике Хакасия, Кемеровской области (Кузбассе), Республике Алтай, Алтайском крае, Ямало-Ненецком округе, Ханты-Мансийском округе, Тюменской области, Челябинской области, Курганской области, Свердловской области. Мероприятия проекта начались 8 сентября 2020 года в г. Магадане, а финальный для 2020-го года, межрегиональный семинар-совещание Сибирского федерального округа состоялся 19 ноября 2020 года в г. Барнауле.

В ходе общественно-научной, методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков. Среди приоритетов региональных систем образования - обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей, профессиональный рост учителя нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народов, а также на создание единой инновационной информационно-образовательной среды профессионального развития работников образования.

В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.

Особый интерес вызывают презентации актуального опыта педагогов, преподающих языки коренных малочисленных народов Севера, национальные языки народов Сибири, внедряющих преподавание русского языка как родного.

Одним из приоритетных направлений является учебно-методическое обеспечение этнокультурной составляющей содержания образования, издание учебных пособий и программ.  

Позитивными практиками является создание открытых образовательных площадок,  обеспечивающих электронные энциклопедии, обучающих онлайн-курсов для самообразования и повышения квалификации педагогов, создание видеохостингов образовательных видеороликов, сетевых тьюторских центров научно-методической поддержки повышения квалификации педагогов всех уровней образования по вопросам изучения и преподавания родных языков. Также интересным способом развития родных языков является практика лингво-краеведческих исследовательских проектов, посвящённых знаковым местам родного края и знаменитым землякам, внедрение курсов русского речевого этикета, литературного краеведения, вовлечение звёзд эстрады, популярных среди молодёжи, в исполнение песен на родном языке звездами.

Анализ системы преподавания родных языков в регионах Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов позволил выявить ряд общих комплексных проблем. Среди них – недостаточная степень координации, отсутствие единства принципов и подходов, действий в развитии преподавания родных языков как на уровне субъекта Российской Федерации, так и каждой образовательной организации, недостаточное обеспечение учебно-методическими пособиями и учебниками, отсутствие преемственности преподавания родных языков между уровнями образования, незначительный объём использования современных информационных технологий в преподавании языков народов Российской Федерации. Отдельный блок проблем связан с низким уровнем вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в процессы сохранения и изучения родных языков, правовой нигилизм родителей, и низкий уровень мотивации семьи в этих вопросах. Среди наиболее значительных недостатков региональных систем образования – практически полное отсутствие разъяснительной, просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся, разрыв между традиционными формами организации учебного процесса и информационными продуктами, тем информационным миром, в котором живёт современный ребёнок, концентрация преподавания родных языков на уровне начальной школы и внеурочной деятельности, отсутствие современных интерактивных и информационных ресурсов, ориентированных на взрослое население. Большое количество вопросов, непонимание со стороны педагогов и родителей, вызывает преподавание такого предмета, как «родной (русский) язык», по этому направлению необходима системная разъяснительная работа. Значительные трудности вызывает подготовка современных учебно-методических комплексов по родным языкам, процесс внесения их в федеральный перечень учебников. Все указанные процессы и проблемы развиваются на фоне значительного сокращения бытования языков народов Российской Федерации, их использования в семейной и общественно-политической жизни, значительного обеднения, снижения качества устного и письменного использования русского языка. Происходят процессы маргинализации языка, снижения языковой культуры, латинизации языкового пространства.      

Основой для дальнейшего развития преподавания языков народов Российской Федерации должна стать выработка языковой образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации. Языковая образовательная политика региона должна включать в себя взаимосвязанный комплекс организационно-методических, правовых, информационно-просветительских и научно-исследовательских мероприятий по преподаванию родных языков, включая русский язык как родной. Признаками языковой политики должны быть системность, комплексность, практическая ориентированность. Тема родных языков должна быть интегрирована в учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу. Важно, чтобы участниками реализации языковой политики были все участники образовательных отношений, органы исполнительной власти и местного самоуправления, научные и общественные организации. Языковая образовательная политика региона должна реализовываться в каждой образовательной организации с учётом местной специфики и традиций.

Для дальнейшего развития системы преподавания языков народов Российской Федерации важно реализовывать следующие предложения.

Системное проведение межрегиональных мониторинговых исследований состояния системы этнокультурного образования для анализа проблем и определения приоритетов развития системы общего и дополнительного образования, общероссийская координация в этой работе со стороны Министерства просвещения Российской Федерации.

Организация постоянно действующей федеральной методической площадки «Региональные практики управления этнокультурным образованием» для обсуждения научно-практических механизмов повышения качества этнокультурного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования.

Создание единой цифровой платформы по сохранению и развитию родных языков для широкого круга пользователей, включая взрослое население, родителей обучающихся.

Организация работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода, с использованием современных гаджетов и информационных технологий, близких и понятных современным детям.

Необходимо обеспечить общественно-государственный характер развития преподавания языков народов России, межведомственное взаимодействие.

Создание единого общероссийского алгоритма («матрицы») разработки учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов по родным языкам.

Создание онлайн - курсов повышения квалификации по современным методикам преподавания родных языков, формированию у педагогов навыков работы в различных информационных средах, с использованием информационных продуктов, в том числе работа по теме «Сохранение языка в цифровом пространстве».

Нормативно-правовое закрепление в документах, регламентирующих основную деятельность среднего и высшего профессионального образования с точки зрения предоставления возможности подготовки билингвальных воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-предметников, социальных педагогов, психологов.

Организация конкурсов по модели WorldSkills по профессиональным языковым компетенциям, необходимых для работы в условиях многоязычия (русский язык – родной язык – иностранный язык).

Разработка методических рекомендаций по этно-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов по работе с семьей обучающихся.

Организация всероссийских акций, направленных на повышение речевой культуры, в т.ч. «Я говорю и пишу правильно на родном языке», включение темы родных языков в традиционные ежегодные всероссийские конкурсы для детей, семей и педагогических работников.

Выявление лучших практик и моделей обучения русскому языку как родному и как государственному и родным языкам народов Российской Федерации на всех уровнях общего образования, с целью распространения опыта.

Перспективным аспектом сохранения и развития языков народов Российской Федерации является повышение интереса к этой тематике со стороны взрослого населения, создание информационных продуктов, позволяющих изучать родной язык вне зависимости от возраста и территориальной принадлежности, места проживания человека. Родной язык должен получить перспективу сохранения в рамках музейно-краеведческой работы как важнейший элемент этнического кода территории, туристско-привлекательное явление. Важно обеспечить внимание к родному языку в сфере журналистики, государственного и муниципального управления, социологических, политологических и иных программах гуманитарной направленности, программах вузов. Все указанные мероприятия по формированию и развитию языковой среды, безусловно, должны положительно повлиять на повышение мотивации педагогов и обучающихся к изучению языков народов Российской Федерации.

По итогам проведения серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» подготовлен ряд научных и научно-популярных статей, в том числе, принятых к публикации в журналах, включённых в списки ВАК, видеосюжет, сборник успешных региональных практик, включающий в себя 27 статей, пост-релиз, а также анализ оценки состояния и характера развития преподавания языков в разрезе федеральных округов. Со всеми материалами по итогам серии мероприятий можно познакомиться на сайте Национальной родительской ассоциации nra-russia.ru, начиная с 7 декабря 2020 года. 

Проект «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» будет продолжен в 2021 г. – в Северокавказском, Приволжском и Южном федеральных округах, в 2022 г. – в Центральном и Северо-Западном федеральные округа

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020