X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Без родителей процесс обучения и воспитания невозможен

На сегодняшний день приоритетным направлением Министерства просвещения является поднятие осознанности и ответственности родителей за воспитание, образование, здоровье и духовно-нравственное развитие детей. В связи с этим проводятся различные мероприятия.

11 и 12 октября 2018 года в Москве по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации состоялся Всероссийский съезд по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвящённый 100-летию В. А. Сухомлинского.

Мероприятие собрало более семисот участников из 78 субъектов страны, в числе которых – представители Федерального Собрания РФ, лидеры родительских сообществ и эксперты всероссийского уровня в области образования и воспитания, представители общественных организаций, работающих с семьей, организаторы родительского просвещения. Организатором съезда выступила «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Открывая пленарное заседание, министр просвещения Российской Федерации отметила, что съезд «является значимым событием для родительского и педагогического сообщества страны». Ольга Васильева подчеркнула, что педагогическое наследие В. А. Сухомлинского не случайно подробно изучается не только в российских, но и в зарубежных педагогических вузах, «оно действительно бесценно и как никогда современно».

Ольга Юрьевна сообщила, что один из федеральных проектов национального проекта «Образования» – «Поддержка семей, имеющих детей» – адресован именно родительской общественности.

«Без родителей процесс обучения и воспитания, безусловно, невозможен. Государство ждёт от родителей активной помощи и поддержки, потому что диалог должен быть обоюдный, конструктивный, добрый», – заявила министр.

 

Решение Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвященного 100-летию В. А. Сухомлинского

12 октября 2018 года, г. Москва

 

Семья – важнейший общественный институт, имеющий огромное значение в становлении человеческой личности. Если считать главной задачей воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, то воспитание семейных ценностейявляется ключевым направлением воспитания в целом.

Главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. За последние годы в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» предпринят ряд важных шагов, направленных на вовлечение родителей в систему образования, повышение их статуса как полноправных участников образовательных отношений. Положительной оценки заслуживает совместная деятельность Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» и Министерства просвещения Российской Федерации по развитию родительского просвещения, информационно-методического и творческого сопровождения развития родительских компетенций. Знаменательным событием в развитии тематики родительства, безусловно, станут план реализации «Десятилетия детства» и Национальный проект «Образование».

В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент России В. В. Путин определил в качестве главного приоритета государственной политики «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Среди актуальных задач, поставленных в Указе Президента России № 204 от 07.05.2018 г., – «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс», «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». Все указанные задачи невозможно решить без участия родителей.

Важнейшей проблемой России по-прежнему остаётся низкая степень осознанности и ответственности родителей за воспитание, образование, здоровье и духовно-нравственное развитие детей. Сегодня родителями несовершеннолетних детей, как правило, являются люди, которые в силу специфики общественно-политических событий детства и юности не получили достаточного опыта семейного воспитания, поскольку их личностное становление проходило в кризисные 90-е годы XX века.

Сегодня, на втором десятилетии XXI века, государству и обществу в своей семейной политике необходимо отойти от карательной по сути борьбы с негативными последствиями семейного неблагополучия к созидательному формированию условий для семейного благополучия. Фундаментальная основа таких условий – развитие родителей в качестве компетентных и ответственных воспитателей своих детей, создание условий для развития родительских компетенций и развитие родительских сообществ.

Задачами государственной семейной политики, закреплёнными в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства России № 1618-р от 25.08.2014 г.), являются:

  • содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
  • повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность;
  • обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями;
  • реализация дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей.

Мы, участники Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвящённого 100-летию В. А. Сухомлинского, УТВЕРЖДАЕМ:

  • одно из самых важных предназначений человека – быть родителем и счастливыми семьянином;
  • важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу – создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации;

Опираясь на вышеизложенное, в целях развития в России семейного воспитания и родительского просвещения, СЪЕЗД РЕШИЛ:

1. Утвердить текст Меморандума отцов и матерей как обобщённо-позитивного образа родителей России.

2. Утвердить «Основные понятия семейного воспитания и родительского просвещения» как основу для дальнейшей работы, развития терминологического единства.

3. Рекомендовать родителям и педагогам России использовать педагогическое наследие В. А. Сухомлинского в качестве одной из базовых основ для организации современного воспитания в семье и работы по повышению родительских компетенций.

4. Рекомендовать в качестве приоритетов работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в социальной сфере, образовательных организаций, общественных объединений родителей:

  • создание условий, направленных на повышение компетентности родителей в области воспитания детей;
  • повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности, укрепления семейных ценностей в молодежной среде;
  • поддержку инициатив родительских сообществ, направленных на конструктивное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, укрепление диалога семьи и школы;
  • пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.

5. Министерству просвещения Российской Федерации:

5.1. Обеспечить создание нормативно-правовых и методических условий для формирования и развития родительских компетенций, оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей вне зависимости от их категории и возраста.

5.2. Разработать и внедрить общенациональную систему подготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения мероприятий по просвещению родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей.

5.3. Обеспечить организацию проведения научных исследований в области семейного воспитания и формирования семейных ценностей, разработать и апробировать типовые региональные и муниципальные модели и программы информационно-просветительской поддержки родителей.

5.4. Обеспечить формирование и наполнение единой общероссийской Электронной методической библиотеки по вопросам взаимодействия общеобразовательных организаций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной деятельности по вопросам методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной помощи.

5.5. Разработать и апробировать программы обучения тьюторов по направлению «Организация работы консультационных центров, обеспечивающих получение родителями несовершеннолетних детей методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной помощи».

5.6. Обеспечить проведение ежегодных творческих всероссийских конкурсов, направленных на распространение лучшего опыта вовлечения родителей в образование и воспитание.

5.7. Обеспечить проведение ежегодных всероссийских профессиональных педагогических конкурсов, направленных на выявление лучших практик и кадровое обеспечение психолого-педагогического, методического и консультативного сопровождения родителей.

5.8. Разработать и апробировать комплекты справочных и учебно-методических материалов для педагогических работников и родителей, направленных на развитие родительского просвещения, семейного воспитания, совершенствование взаимодействия семьи и образовательной организации.

5.9. Обеспечить анализ, распространение лучших практик и технологий воспитания и социализации обучающихся, в том числе по проблемам духовно-нравственного воспитания, сохранению семейных ценностей, и создание банка данных лучших практик и технологий воспитания и социализации обучающихся.

5.9. Разработать Методические рекомендации, предусматривающие обновление содержания деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, считая главным направлением профилактическое, без недопустимого вмешательства во внутренние дела семьи, а главной целью – создание на межведомственном уровне условий для детского и семейного благополучия, в том числе и через организацию родительского образования взрослых и детей.

6. Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:

6.1. Организовать всероссийский общественный мониторинг содержательного и инфраструктурного состояния родительского просвещения и оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) на местном, муниципальном и региональном уровнях.

6.2. Организовать информационно-методическое сопровождение НКО по вопросам оказания информационно-консультационных услуг родителям.

6.3. Разработать предложения по включению в образовательные программы вопросов формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия.

7. Рекомендовать учреждениям, входящим в систему ФСИН, включить в средства исправления мероприятия по формированию семейных ценностей.

8. Считать данный съезд правопреемником I Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания, состоявшегося в г. Санкт-Петербург с 30 декабря 1912 года по 6 января 1913 года. Установить регулярное проведение Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения не реже одного раза в четыре года.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020