X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Безопасность на дороге

Статья о методической разработке комплексного интегрированного открытого урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», профессиональному модулю «Теоретическая подготовка водителя», английскому языку, которая формирует ответственность у учащихся за езду на мототранспорте и за пешеходов.

В июне–октябре 2018 года Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации провела Всероссийский конкурс «Безопасная дорога – детям».

Две основные категории участников – команды учащихся образовательных организаций и семейные команды – представили работы в четырех номинациях: компьютерная презентация; социальный видеоролик; художественное творчество; разработка логотипа движения ЮИД.

Педагогические работники – третья категория участников – представили методические разработки, сценарии уроков и внеклассных мероприятий. Всего на конкурс поступило 3 912 заявок из 72 регионов России.

Представляем вашему вниманию работу победителей в категории «Педагогические работники».

 Николай Валентинович Большаков – преподаватель высшей квалификационной категории курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Павел Владимирович Лутов – мастер производственного обучения первой квалификационной категории.

Татьяна Александровна Глущенко – преподаватель английского языка высшей квалификационной категории.

Наименование организации: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский политехнический колледж».

План-конспект открытого урока

Тема урока: «Безопасность дорожного движения водителя, байкера, велосипедиста, пешехода».

Цели урока:

Образовательные:

  • способствовать усвоению студентами основных положений ПДД;
  • продолжить формирование понятия о безопасных способах движения в качестве водителя и пешехода;
  • познакомить студентов с причинами и последствиями нарушений ПДД;
  • продолжить развивать умения анализировать дорожные ситуации, выделять угрожающие жизни и здоровью;
  • сформировать умение избегать опасных дорожных ситуаций, а в случае их возникновения – выходить из них оптимальным способом;
  • изучить с учащимися на английском языке характерные обороты и термины по темам: «Город», «ПДД»;
  • ознакомление с английскими пословицами по теме урока;
  • учить воспринимать на слух небольшие тексты и решать ситуационные задачи на основе прослушанного;

развивающие:

  • развивать мотивацию изучения курса ОБЖ и ПДД, используя разнообразные приемы;
  • развивать навыки образовательной деятельности;
  • тренировать учащихся в описании на английском языке картинок с изображениями города и транспорта;
  • развитие познавательного интереса учащихся к данной теме через интеграцию с общеобразовательным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • развитие чувств, эмоций учащихся;
  • развитие интереса к изучаемому предмету;
  • развитие внимания к собеседнику во время общения;
  • развитие актерских способностей учащихся;
  • развитие воображения и опыта творческой работы;
  • развитие речевых способностей учащихся в сфере иноязычного общения, благодаря освоению нового материала: языкового, речевого и практического его использования;

воспитательные:

  • воспитывать поведенческую культуру водителя и пешехода;
  • воспитывать самостоятельность в образовательной деятельности.
  • воспитание транспортной культуры – как следует или не следует вести себя в общественном транспорте;
  • воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

 

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

  • метапредметные: организовать и регулировать учебную деятельность, анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в колледже и социальном окружении;
  • личностные: осознать свою идентичность как гражданина страны, осваивать гуманистические традиции и ценности общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: комбинированный урок изучения материала.

Дидактические материалы: Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для начального и среднего профессионального образования. – М., издательский центр «Академия», 2011 г.; Правила дорожного движения. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017; тестовое задание, презентация к уроку.

Методические разработки по английскому языку c использованием учебника Сабрины Сопранзи Flash on English for electronics and technical assistance, ELI Publishing, 2012.

Запись на доске: число, тема урока – «Безопасность дорожного движения водителя, велосипедиста, пешехода»; Keep traffic rules (на русском и английском).

Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель ОБЖ ведущий:

– Здравствуйте! Приветствую всех студентов и гостей на интегрированном комплексном уроке, включающем профессиональный модуль «Теоретическая подготовка водителя» дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и английский язык. Представляю вам инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Спасского отдела ГИБДД. Сегодня мы изучим правила безопасного поведения на дорогах и пешеходных переходах.

(Элементы краш-теста). Но прежде на полученных листах каждый из вас напишет свою мечту, своё пожелание в нескольких словах. Возможно, слова популярной песни, которая сейчас прозвучит, помогут тем, кто ещё не определился с мечтой…

Дорогие студенты! Вы знаете, что правила дорожного движения очень важны в нашей жизни, и сегодня мы поговорим о них. В настоящее время английский язык является международным языком. Английский язык – основной язык международного общения в таких областях, как наука, технология, бизнес. Сегодня знание английского языка необходимо каждому квалифицированному специалисту. 

(Ассистенты раздают учащимся листы-стикеры, а по окончании написания мечты собирают их и наклеивают на воздушный шар).

2. Мотивация и целеполагание

Преподаватель ОБЖ ведущий:

– Не забывайте, что самое главное при изучении любой темы, любого предмета – это научиться думать.

Над чем же нам стоит задуматься в контексте нашей сегодняшней темы? Практически каждый день мы сталкиваемся с движением. Движением автомототранспорта, велосипедов, пешеходов. Каждый из нас – участник дорожного движения (в том или ином качестве: водителя, пешехода, велосипедиста и т.п.). Несоблюдение определённых правил участниками дорожного движения часто приводит к ДТП, иногда – с трагическими последствиями.

Выступление инспектора ГИБДД о статистике ДТП в городе, крае, Российской Федерации:

– Всего за десять месяцев 2017 года в России произошло 142 437 ДТП, показатель аварийности снизился на 6,5%. На дорогах страны за указанный период погибли 16 766 человек (–12,6%), ранены 180 861 человек (–5,6%).

Россия занимает печальное первое место среди стран Европы и Северной Америки по количеству ДТП со смертельным исходом на 1000 жителей и шестое – при пересчёте на 100000 автомобилей. С 1990 года число погибших в Европе уменьшилось в два раза, в нашей же стране – практически не изменилось…

Тема сегодняшнего урока – «Безопасность дорожного движения водителя, велосипедиста, пешехода».

Запишем тему урока в тетрадь. (Демонстрируется слайд с названием темы занятия).

Современную жизнь, будь это мегаполис или деревня, невозможно представить без движения транспорта и пешеходов. Поезда, автобусы, грузовики, легковые автомобили, байки и скутеры… Обычные пешеходы или любители катания на роликах и т.п.

Преподаватель английского языка комментирует текст слайда «Движение в современном городе». (Демонстрируется соответствующий слайд).

Ведущий:

– Для исключения несчастных случаев существуют определённые правила, которых следует строго придерживаться всем участникам движения. Эти правила – ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. К сожалению, несоблюдение этих правил, а также трагические случайности приводят к ДТП – дорожно-транспортным происшествиям. В ДТП нередко гибнут или получают увечья люди, наносится материальный ущерб. (Демонстрируется слайд – цитата из романа М. Булгакова).

Наша задача (педагогов, работников ГИБДД) – лучше исключить или, по крайней мере, значительно снизить внезапную смертность или причинение тяжких телесных повреждений вследствие ДТП.Отсюда и главная цель нашего урока – научить вас анализировать дорожную ситуацию и избегать опасностей на дорогах. (Демонстрируется слайд задача, главная цель урока).

3. Актуализация знаний

Для достижения цели урока нам необходимо вспомнить материал прошлых занятий, а также вспомнить случаи острых дорожных ситуаций из собственной практики.

Фронтальная беседа.

– Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

– Каковы возможные последствия ДТП?

– Каковы причины, приводящие к ДТП?

– Кто виновники ДТП?

– Расскажите известные вам случаи ДТП и их последствий.

По схемам на стендах в специализированной аудитории нужно решить ситуационные задачи:

а) перейти шоссе на пешеходном переходе «зебра»;

б) перейти дорогу в отсутствие какой-либо разметки;

в) пересечь на автомобиле (мотобайке) нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог (для студента 205-й группы);

г) выезд с примыкающей стороны Т-образного перекрёстка (для студента 205-й группы).

4. Изучение нового материала

Безопасность движения на дорогах рассмотрим с прямо противоположного – последствий несоблюдения мер безопасности водителями, пешеходами. Инспектор ГИБДД уже упомянул о печальной статистике ДТП. Рассмотрим этот аспект проблемы подробнее. Итак, последствиями ДТП могут быть:

  1. смерть одного или нескольких участников движения;
  2. причинение более или менее тяжких телесных повреждений, ранений;
  3. выход из строя автотехники;
  4. повреждение придорожных сооружений, повреждение полотна дороги.

Проанализируем причины опасных дорожных ситуаций, нередко приводящие к ДТП:

Предложить студентам самим назвать опасные дорожные ситуации, которые могут привести к ДТП.

Инспектор ГИБДД поправляет, дополняет сообщения учащихся. В заключение излагают полный перечень причин ДТП.

 

 

1) употребление алкоголя, наркотических средств за рулём;

 (Демонстрация слайда-шутки «Пьяная езда в Европе и в России»).

 

2) употребление алкоголя, наркотических средств пешеходом;

3) нарушение скоростного режима (превышение допустимой, разрешённой или разумной скорости движения). (Демонстрация видеоролика «Расплата за скорость»).

4) нарушение правил обгона, объезда, других манёвров на дороге;

5) выезд на встречную полосу движения;

6) ослепление дальним светом фар в ночное время;

7) нарушение правил остановки и стоянки (особенно в ночное время);

8) небрежное, невнимательное поведение за рулём (болтовня, разговоры по мобильному телефону (без специального устройства: блютуз), курение, жестикулирование и т.п.);

9) езда без соответствующих документов на управление транспортным средством;

10) нарушение правил проезда железнодорожных переездов;

11) переход дороги вне пешеходных переходов (а при их отсутствии – вне дорожных перекрёстков);

12) хождение по полотну дороги при наличии пешеходных дорожек (а при их отсутствии – по правой стороне дороги);

13) хождение по полотну дороги в ночное время без светоотражающих элементов;

14) плохое состояние дорожного полотна;

15) отсутствие, недостаток или несоответствие дорожной разметки, знаков, указателей реальному состоянию дороги;

16) неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства;

17) усталость водителя.

Преподаватель ОБЖ:

– Все эти нарушения могут привести к очень печальным последствиям.

(Демонстрация видеоролика «Необъявленное»).

А теперь – внимание!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ, исключающие (или, во всяком случае, резко сокращающие) вероятность попадания в ДТП.

Начнём с ПРАВИЛ для ПЕШЕХОДОВ (ведь большая часть вас именно в этом качестве участвуют сейчас и будут участвовать в дорожном движении).

Правила по очереди излагают инспектор ГИБДД и мастер п/о.

  1. Пешеход обязан следовать по пешеходным дорожкам (тротуарам), а при их отсутствии – по левой стороне дороги (по обочине), навстречу движению, внимательно наблюдая за идущим навстречу транспортом.
  2. В ночное время пешеход должен иметь светоотражающие вставки на одежде или аксессуарах (сумка, рюкзак).
  3. Пересекать дорогу следует только на пешеходных переходах, обозначенных соответствующими дорожными знаками или разметкой (т.н. «зебра»), при разрешающем сигнале светофора (зелёный свет) внимательно наблюдая за идущим по дороге транспортом. (Сделать примечание: убедившись при вступлении на разметку пешеходного перехода в намерении и готовности транспортных средств остановиться и пропустить пешехода).
  4. При отсутствии пешеходных переходов – пересекать дорогу только на перекрёстках, под прямым углом, убедившись в отсутствии движущегося транспорта.
  5. В учебное заведение и из него передвигаться только по маршруту, определённому в Паспорте дорожного движения.
  6. При посадке (высадке) в городской транспорт (автобус, такси и т.п.) – дожидаться его полной остановки. Обходить стоящий автобус следует сзади (а трамвай – спереди) с удвоенной осторожностью.
  7. Любителям катания на роликах, скейтборде и т.п. следует помнить, что они подчиняются правилам движения для пешеходов. Однако, учитывая совсем «не пешеходную» скорость движения, передвигаться с удвоенными осторожностью и вниманием. Категорически нельзя цепляться за авто- и мототранспорт.
  8. Учащимся следует помнить не только о повышенной опасности автомототранспорта, но и о транспорте железнодорожном. Переходить железнодорожные пути можно только по специальным переходам (виадук, подземный тоннель). Железнодорожный состав – это даже не автомобиль. Для его остановки требуются сотни метров и даже километры!

1. Водителям (всех видов транспорта) следует помнить, что велосипед, байк – это транспортное средство, чьи водители подчиняются правилам движения наравне с водителями автомобиля. Надлежитсадиться за руль при наличии при наличии всех положенных документов: удостоверения на право управления транспортным средством; технического паспорта транспортного средства; свидетельства о прохождении техосмотра; полиса ОСАГО.

Транспортным средствам, в том числе и велосипедам – двигаться по правой стороне дороги ( не во всех странах это так: в Японии, Великобритании, Тайланде и ряде других стран – левостороннее движение).

(Демонстрация видеоролика на английском языке о левостороннем движении в Великобритании).

2. Выезд на встречную полосу движения при сплошной разделительной полосе – грубейшее нарушение ПДД. Допускается выезд на «встречку» только при совершении манёвра (обгона) на прерывистой разделительной полосе.

3. Соблюдать скоростной режим. (Преподаватель английского языка предлагает подобрать аналоги поговорок: «Тише едешь – дальше будешь» на английском языке; инспектор ГИБДД рассказывает о допустимых и рекомендуемых скоростях движения в различных условиях). Демонстрируется соответствующий слайд.

4. На регулируемых перекрёстках движение разрешено только на зелёный свет светофора. Жёлтый – это сигнал приготовиться к движению и возможность завершить манёвр выехавшим на перекрёсток, но отнюдь не отмашка к старту, как понимают его некоторые недисциплинированные водители.

5. На нерегулируемых перекрёстках преимущественное право проезда – у транспорта, едущего по главной дороге. А на равнозначном перекрёстке уступает дорогу тот, у кого помеха справа.

На Т-образном перекрёстке примыкающая дорога – второстепенная.

6. Нельзя забывать, что в настоящее время все транспортные средства должны двигаться с включённым ближним светом фар. В том числе и в дневное время. Это делается для активизации внимания водителей и в конечном счёте –для повышения безопасности движения. При разъезде со встречным транспортом в ночное время следует переключать свет фар с дальнего на ближний, чтобы не ослеплять водителя.

7. Железнодорожный переезд водитель переезжает только при поднятом шлагбауме, разрешающем сигнале светофора.

8. Всегда пристёгивать ремни безопасности.

9. Водители мотобайков любого класса должны иметь защитный шлем.

10.  Наконец, надо хорошо знать, что означает каждый дорожный знак, каждый элемент разметки на дороге и неукоснительно руководствоваться ими (и помнить, что знаки эти – международные).

(Демонстрируется слайд о знаках на английском).

Воспользуемся полученными знаниями для решения задач.

1. Мастер П. В. Лутов организует состязание двоих учащихся на автотренажёрах в решении ситуационной задачи. Инспектор ГИБДД комментирует, указывает на ошибки и определяет победителя. Победителю вручается приз – брошюра «Правила дорожного движения».

2. Ассистенты вновь раздают учащимся листы бумаги.

Ведущий (преподаватель ОБЖ) демонстрирует на экране тестовые ситуационные задачи и варианты ответов к ним, предлагая участникам записать на полученном листе номер задачи и номер выбранного варианта ответа.

Преподаватель английского языка предлагает ситуационные задачи на английском.

После решения пяти тестовых задач предлагает поменяться листом с соседом.

Демонстрирует правильные ответы и предлагает выставить оценку товарищу: «По количеству правильных ответов поставьте оценку соседу».

Посмотрим, как справились с заданием… (Студенты поднимают руки на озвучивание соответствующей оценки).

Элементы краш-теста:

– Из сегодняшнего занятия мы должны сделать главный вывод: ваша или чья-либо небрежность, лихость, неосторожность могут в несколько секунд привести к непоправимому: оборвать чью-то жизнь, ранить, покалечить… Разом могут рухнуть ваши планы, мечты, как лопнул этот шар с наклеенными пожеланиями. (Ассистент прокалывает воздушный шар).

Демонстрируется конкурсный видеоролик «Берегите себя и своих близких».

6. Рефлексия

Вопросы:

– Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

– Как вы усвоили пройденный материал?

– Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

– Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?

– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

7. Итоги урока. Оценки за урок

8. Домашнее задание:§14.1, 14.2, 14.3 Правил дорожного движения. (Слайд 13).

Ежедневно мы видим сотни автомобилей, байков. И многие, особенно юноши, восхищаются красотой обводов той или иной марки, спорят о мощности двигателя, вспоминают страну-производителя. Да, мир авто – это своеобразный, по-своему красивый мир. Здесь есть своя эстетика – техническая. Но хотелось, чтобы вы постоянно помнили: авто и мототранспорт – это источники повышенной опасности. И только неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, осторожность, воспитанная в себе и ставшая привычкой, взаимное уважение всех участников движения помогут избежать дорожных неприятностей.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020