X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Формы взаимодействия классного руководителям и родителя в деле воспитания школьников

В современном мире семья принимает новые формы и существенно видоизменяется по сравнению с теми традиционными формами семьи, которые были приняты во времена предшествующих поколений. И от условий семейного воспитания, уровня педагогических знаний родителей, умения верно применять их в практической деятельности, делать выбор педагогически целесообразных мер воздействия зависит формирование личности ребёнка в последующие годы обучения и воспитания.

Как учитель и классный руководитель я работаю с родительским сообществом учащихся 6 класса. Основополагающим, в наших отношениях с родителями, является метод контактной работы. Что из себя представляют семьи моих учащихся? Для начала я обратила внимание на образовательный уровень родителей, то вывод был таков: 70% родителей имеют всего лишь среднее (школьное, восьмилетнее) образование, 25% имеют средне-профессиональное и 5% имеют высшее образование. Изучив структуру семей, выявила, что многодетные семьи учащихся класса характерны для родителей со средним образованием, а в семьях с одним ребёнком родители имеют высшее образование. Большая часть родителей не обладает достаточным уровнем педагогических знаний, а значит необходимо в мягкой форме, не навязчиво, начинать с воспитания родителей. Наиболее распространённая форма работы с родителями это родительское собрание, на котором реализуется педагогический ликбез. Помимо собраний родителя класса активно привлекаются к проведению совместных праздников, походов на природу, музеи. Наиболее привлекающей для меня формой работы с родителями является индивидуальная работа с семьей. В результате изучения практики семейного воспитания, опыта работы с семьёй, выделяю такие группы своих родителей:

  1. родители с низким уровнем педагогических знаний;
  2. родители с чрезмерной опекой и отсутствием требований к детям;
  3. родители с ослабленным контролем над детьми.

Сложность педагогического руководства семейным воспитанием заключается в том, что каждая семья - это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, классный руководитель, контактный метод, родительское собрание, индивидуальная работа, педагогический ликбез.

XXI век... обозначился масштабными, глобальными изменениями общества, мира, не всегда имеющими однозначное значение. В нашу жизнь ворвались цифровые гаджеты, Интернет, социальные сети, которые уже полностью завладели нами и формируют нашу жизнь и мировоззрение. Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без мобильного телефона, настолько он стал нам необходим.

Изменилось и общество, и общественные отношения, от идеала коллективности, мы перешли к идеалу индивидуальности, зачастую пренебрегая личным пространством окружающих нас людей. В нашем обществе, где значительно подрос интеллектуальный, культурный и материальный уровень населения, возрастает и ответственность семьи за воспитание, будущее детей. В современном мире семья принимает новые формы и существенно видоизменяется по сравнению с теми традиционными формами семьи, которые были приняты во времена предшествующих поколений. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, под влиянием различных факторов, скажем, что развитие стало сложнее. Семья дает человеку большую свободу, с надеждой, что человек данной свободой сможет адекватно воспользоваться. И от условий семейного воспитания, уровня педагогических знаний родителей, умения верно применять их в практической деятельности, делать выбор педагогически целесообразных мер воздействия зависит формирование личности ребёнка в последующие годы обучения и воспитания.

Выступая активной воспитывающей силой, семья является объектом педагогического воздействия школы. без семьи мы – имеется в виду школа – были бы бессильны. Нынешнее поколение родителей – это уже наши бывшие ученики. [2, с.64]. Совместной деятельностью школа и семья призвана возвышать авторитет школы и семьи, воспитывать в духе уважения и любви к труду, соблюдению норм жизни нашего общества, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья, создавая необходимые условия для своевременного получения образования.

Успех взаимодействия школы и семьи, в значительной степени зависит от соблюдения учителем этико-педагогических требований к стилю руководства семейным воспитанием. Учитель должен иметь высоко развитое чувство ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, хорошо знать семью, быть её доверенным лицом, хранить её тайны, обладать высоким педагогическим тактом и гибкостью в работе с семьёй.

Как учитель и классный руководитель хочу поделиться своим опытом сотрудничества с родителями. На сегодняшний день я имею в своей педагогической практике три выпуска учащихся основной школы, а это 15 лет работы с детьми и родителями. Основополагающим, в наших отношениях с родителями, является метод контактной работы [1, с.19]. Каждая семья самоценна, и не надо подгонять её под педагогические стереотипы. При более творческом использовании эта методика помогает мне глубже изучить семью, установить с родителями отношения взаимопонимания и доверия, убедить их в необходимости изменить сложившиеся условия воспитания, совместно выбрать меры воздействия на ребёнка.

Что из себя представляют семьи моих учащихся? Я классный руководитель 6 класса. Для начала я анализирую информацию о семье учащегося: начиная с места проживания, данных о родителях, составе семьи. Это в дальнейшем поможет мне определить, на кого в семье можно положиться при работе с детьми. Когда я обратила внимание на образовательный уровень родителей, то вывод был таков: 70% родителей имеют всего лишь среднее (школьное, восьмилетнее) образование, 25% имеют средне-профессиональное и 5% имеют высшее образование. Изучив структуру семей, выявила, что многодетные семьи учащихся класса характерны для родителей со средним образованием, а в семьях с одним ребёнком родители имеют высшее образование. То есть получается, что большая часть родителей не обладает достаточным уровнем педагогических знаний, а значит необходимо в мягкой форме, не навязчиво, начинать с воспитания родителей. Наиболее распространённая форма работы с родителями, это родительское собрание, на котором реализуется педагогический ликбез. Помимо собраний родителя класса активно привлекаются к проведению совместных праздников, походов на природу, музеи. Это способствует сплочению как детей, так и родителей с детьми, родительского коллектива класса, учителя с детьми и родителями. Конечно, по мере взросления ребята станут более самостоятельными, и мы будем приглашать родителей в качестве гостей наших мероприятий, а пока нам помогают родители.

Наиболее привлекающей для меня формой работы с родителями является индивидуальная работа с семьей. Эта форма взаимодействия требует от учителя осмотрительности и деликатности. Это сугубо индивидуальная тактика, гибкая и подвижная, позволяющая улавливать изменения в поведении родителей, влекущая за собой перемены в семейном воспитании, в отношении к ребёнку, в выборе педагогических мер воздействия на него. В результате изучения практики семейного воспитания, опыта работы с семьёй, выделяю такие группы своих родителей:

  1. родители с низким уровнем педагогических знаний;
  2. родители с чрезмерной опекой и отсутствием требований к детям;
  3. родители с ослабленным контролем над детьми.

Индивидуальные консультации позволяют учителю оказать конкретную помощь родителям, исходя из педагогической запущенности ребёнка. Ценность индивидуальных консультаций в том, что они позволяют учителю и родителям при выборе воспитательных мер учитывать индивидуальные особенности школьника, активно влиять на развитие его личности, а так же в том, что они побуждают родителей советоваться с педагогами, обращаться к ним за помощью, квалифицированным советом. Сложность педагогического руководства семейным воспитанием заключается в том, что каждая семья - это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства. Положительный результат в воспитании школьников может быть достигнут при условии полного взаимопонимания и прочных связей между семьей и школой, благодаря чему устанавливается единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны учителя и родителей.

Весь уклад семейной жизни, её нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. Забота о семье как воспитательном институте, о её педагогической ценности всегда находилась и будет находиться в центре внимания школы, общества, государства. Обществу нужно мудро воспринимать семью в современном мире и стремиться обеспечивать наибольшую свободу всем людям, чтобы ничьи права не нарушались.


Библиографический список

  1. Сенько В.Г. Учителя и родители: Кн. для учителя.-Мн.: Нар. асвета, 1988.- 111 с.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании/Сост. и автор вступит. очерков С.Соловейчик.-4-е изд.-М.: Политиздат, 1982

Автор: Чебанова Людмила Александровна, учитель истории и обществознания, классный руководитель МБОУ «Основной общеобразовательной школы №6». Республика Татарстан, г. Чистополь

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020