Педагоги МБУДО «Центр детского творчества «Металлург» города Самары тесно сотрудничают с родителями своих воспитанников. Также на базе палаточного лагеря они реализовали программу для обучения родителей, в которой используется интересная методика канис-терапия.
Основной курс обучения родителей «Родительские университеты» реализуется в течение учебного года на базе ЦДТ «Металлург» и представляет родителям возможность получить знания в области детско – родительских отношений. Площадкой для реализации полученных знаний является профильная смена выездного летнего палаточного лагеря. На базе летнего палаточного лагеря можно познакомить родителей и воспитанников с основами семейных традиций и формами организации семейного досуга.
Смена «Форум «Дружная семья» - это совместный выезд родителей и детей в палаточный лагерь. ЦДТ «Металлург» тесно сотрудничает с семьями своих воспитанников, уделяя большое внимание духовному богатству семьи - семейным традициям. Семейный форум стал площадкой для реализации знаний, полученных родителями и детьми в течение учебного года. Необычные для многих родителей и детей условия дают возможность по-новому взглянуть друг на друга. Множество мероприятий психолого-педагогической направленности дают участникам возможность сформировать новые модели межличностного взаимодействия и знакомят их с различными формами организации досуга семьи.
Отличительные особенности программы профильной смены
Приоритетным направлением работы в палаточном лагере является совместная деятельность детей и их родителей. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия образовательной системы и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
Еще одна отличительная особенность программы заключается в использовании метода канис-тарапии в работе с семьями.
Специфика профильной смены летнего лагеря предполагает введение в программу элементов оздоровления, отдыха и культурно-массовых мероприятий. Для формирования эмоционального мира детей и взрослых нужно развивать и совершенствовать такие семейные традиции, как совместные игры, занятия спортом, семейные посиделки, традиции обмена мнениями, семейного чтения, совместные походы выходного дня. Дети и родители, объединённые общим делом, учатся радоваться чужой победе, с юмором реагировать на происходящее. Совместные игры способствуют развитию эмоционально-насыщенного общения между детьми и взрослыми.
Продолжительность реализации программы
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (3 дня).
Целевая группа
Родители, дети 3-6 лет, дети 7-10 лет, дети 11-13 лет, дети 14-17 лет. Занятия и мероприятия программы подобраны с учетом особенностей возрастных групп.
Цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, мотивация родителей на формирование культуры досуговой деятельности семьи.
Задачи обучающие: работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной педагогики.
Задачи воспитательные: создание условий для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий.
Задачи развивающие: активизация поиска новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия в семье; активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей; развитие нравственных и духовных ценностей; раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.
Управление программой
№ |
ФИО |
Функциональные обязанности |
1 |
Начальник лагеря |
Руководство сменой |
2 |
Руководитель смены (педагог-психолог) |
Курирует реализацию программы. Подготовка раздаточных материалов; Общее руководство сменой. |
3 |
Координаторы отрядов (педагог-психолог, педагог) |
Психолого-педагогическое сопровождение отряда. Проведение мероприятий по программе. |
4 |
Волонтер |
Помощь координатору отряда |
Формы реализации программы
В процессе реализации программы используются следующие формы работы: занятия с элементами тренинга, ролевые и командные игры, практическая работа, беседы, дискуссии, развлекательные мероприятия, совместные творческие задания. Для успешной реализации программы используется деление участников на подгруппы (в зависимости от вида деятельности): семейные команды, отряды, взрослые и дети, дети одной или двух возрастных категорий в группе и т.д.
Этапы реализации
1. Подготовительный этап
2. Организационный этап
3. Основной этап
- Занятие с элементами тренинга для родителей «Диалогизация отношения родителей с детьми»
- Занятие с элементами тренинга «Строительство железнодорожной магистрали»
- Ролевая игра «Катастрофа. Хроника одного дня»
- Презентация семей «Семейные традиции»
- Занятие с элементами тренинга для родителей «Как стать героем для своего ребенка» (с использованием метода канис-терапии)
4. Заключительный этап
- Подведение итогов смены «Форум «Дружная семья»
Ресурсное обеспечение:
Методическое обеспечение: программа смены «Форум «Дружная Семья», план-сетка мероприятий, комплект методических материалов для проведения занятий
Материальное обеспечение: канцтовары, настольные игры, специнвентарь для проведения занятий
Нормативно-правовое обеспечение: документы согласно правилам лагеря
Кадровое обеспечение: руководитель смены, координаторы отрядов (педагог-психолог, педагог), волонтеры.
Ожидаемые результаты:
- содействие развитию и укреплению положительных традиций семейного воспитания;
- активизация родительской общественности к участию в жизнедеятельности ЦДТ «Металлург»;
- содействие укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
- содействие раскрытию возможностей личности через общую культуру и семейные традиции;
- общая удовлетворённость учащихся и их родителями деятельностью профильной смены.
Механизм оценки результативности, диагностические методики
Для реализации программы подобраны следующие диагностические методики:
- Опросник Родительского отношения (Варга, Столин) для родителей;
- Проективная методика «Рисунок семьи» для детей;
- Анкетирование: предполагает проведение опросов по уровню удовлетворённости участников реализацией общих направлений деятельности в летнем палаточном лагере. Анкетирование проводится в конце смены в письменной форме.
Кадровое обеспечение особенности подготовки кадров:
- Руководитель смены (педагог-психолог). Курирует реализацию программы; подготавливает раздаточные материалы; осуществляет общее руководство сменой.
- Координаторы отрядов (педагог-психолог, педагог). Осуществляют психолого-едагогическое сопровождение отряда и проведение мероприятий по программе.
- Волонтеры. Помощь в проведении игр с детьми, сохранение дисциплины и порядка. Игры с детьми в свободное от мероприятий время. Помощь в подготовке различных мероприятий. Организация работы в столовой и уборки на территории.
Программа смены
1 день
Занятие с элементами тренинга «Знакомство с собакой»
Цели: знакомство с основами кинологии, знакомство с собакой, установление контакта с собакой, содействие в формировании доверительных отношений, эмоциональное сплочение участников в отрядах
Категория: участники смены
Ведущий: канис-терапевт
Занятие с элементами тренинга «Знакомство»
Цель: знакомство участников смены, формирование благоприятной атмосферы доверия и поддержки в группе, активизация стремления лучше узнать другого человека.
Категория: участники смены
Занятие с элементами тренинга «Диалогизация отношений родителей и детей»
Цель: диалогизирование отношений родителей с детьми, выявление стилей родительского отношения к детям, информирование родителей о существующих стилях воспитания.
Категория: родители учащихся
Занятие с элементами тренинга «Семейные ценности глазами детей»
Цель занятия: выявление особенностей внутри семейных отношений, создание доверительной атмосферы, знакомство с различными семейными традициями
Категория: дети 3-6 лет
Занятие с элементами тренинга «Семейные ценности глазами детей»
Цель: выявление особенностей внутри семейных отношений, создание доверительной атмосферы, повышение значимости семейных традиций, повышение самооценки детей, предложить участникам подумать о ценности каждого члена группы, семь и т.д
Категория: дети 11-13 лет
Занятие с элементами тренинга «Семейные ценности глазами детей»
Цель занятия: выявление особенностей внутри семейных отношений, повышение настроения, познакомить ребят с различными семейными традициями, формирование позитивного образа будущего, повышение уверенности в себе.
Категория: дети 14-17 лет
Задание для мероприятия «Презентация команды»
Цель: выработка навыков сотрудничества и взаимодействия в команде.
Категория: участники смены
Задание для мероприятия «Спортивные традиции семьи»
Цель: возрождение семейных спортивных традиций, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Категория: участники смены
Занятие с элементами тренинга «Родительская любовь»
Цель: активизация родительской осознанности и стремления воспитывать детей в обстановке взаимопонимания, доверия и сотрудничества.
Категория: участники смены
Занятие с элементами тренинга «Волшебный парашют»
Цель: знакомство, развитие согласованности действий и умения чувствовать движения остальных игроков, создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении.
Категория: дети 3-10 лет
Старшие дети привлекаются в качестве помощников ведущего.
Занятие с элементами тренинга «Нужно ли заслужить любовь родителей»
Цель: формирование стремления к сотрудничеству и взаимопониманию в семье, самопознание, определение своей роли в семье.
Категория: дети 11-17 лет
2 день
Занятие с элементами тренинга «Активная безопасность ребенка»
Цель: формирование у родителей представления об активной детской безопасности, актуализация знаний об опасных ситуациях.
Категория: родители
Занятие с элементами тренинга «По жизни с собакой идти интересней»
Цель: использование благотворного влияния канис-терапии на физическое, эмоциональное и психическое состояние детей дошкольного возраста для решения некоторых психологических и социальных проблем.
Категория: дети 3-6 лет
Занятие с элементами тренинга «Игровой парашют»
Цель:знакомство, развитие согласованности действий и умения чувствовать движения остальных игроков, создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении.
Категория:дети 7-13 лет
Старшие ребята привлекаются в качестве помощников ведущего.
Занятие с элементами тренинга «CrossFit»
Цель: знакомство с новым спортивным направлением, знакомство с историей Кроссфит-тренировок, приобщение подростков к здоровому образу жизни.
Категория: дети 14-17 лет
Психологическая игра «Строительство железнодорожной магистрали»
Цель: развитие креативного мышления, навыков командной работы, выработка новых форм межличностного взаимодействия.
Категория: участники смены
Занятие с элементами тренинга командообразования «Вместе весело шагать»
Цели: сплочение коллектива, формирование опыта межличностного взаимодействия, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Категория: участники смены.
Ролевая игра «Катастрофа. Хроника одного дня»
Цель:сплочение коллектива, формирование навыков сотрудничества между членами команды, родителями и детьми.
Категория: участники смены.
Мастер-класс «Семейные настольные игры»
Цель: знакомство участников с различными настольными играми, возрождение семейных традиций проведения совместного досуга, формирование навыка организации досуговой деятельности.
Категория: участники смены.
Задание к мероприятию «Презентация «Семейные традиции»
Цель: формирование навыка позитивного взаимодействия между родителями и детьми, укрепление семейных связей, осознание ценности семейных традиций.
Категория: участники смены
3 день
Занятие с элементами тренинга «Как стать героем для своего ребенка»
Цель: использование благотворного влияния канис-терапии на эмоциональное и психическое состояние человека для формирования уверенного поведения в ситуации взаимодействия с окружающими.
Категория: родители
Занятие с элементами тренинга «Волшебный парашют»
Цель: развитие согласованности действий и умения чувствовать движения остальных игроков, создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении.
Категория: дети 3-10 лет
Старшие дети привлекаются к игре в качестве помощников ведущего.
Занятие с элементами тренинга «Конфликты»
Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, навыков поведения с ребятами разного возраста.
Категория: дети 11-17 лет
Интерактивная детско – родительская игра «Прогулка выходного дня»
Цели: формирование семейного досуга через привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.
Категория: родители и дети 3-10 лет (формируется 2 команды)
Круглый стол «Самостоятельные, активные, молодые, инициативные»
Цель: воспитание ответственной личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.
Категория: дети 11-17 лет
Подведение итогов Форума «Дружная семья»
Цель: подведение итогов смены
Категория: участники смены