X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Образование как развитие способностей

В статье приведен анализ образования российским педагогом Борисом Михайловичем Бим-Бадом.

Общее образование призвано развивать общие способности, пригодные в любом созидательном действии. Так, генеральная человеческая способность, как ее называет замечательный наш психолог Н. С. Лейтес, – работоспособность, и к какому бы делу ни бросила нас упрямая судьба, без нее недостижим качественный результат.

Специальное образование развивает специальные способности, необходимые в отдельных областях деятельности.

Общее и специальное образование, то есть целостность личности и ее профессионализм, взаимно предполагают друг друга. Совершенства в специальной деятельности не достичь без общей образованности, то есть без развитых общих способностей, но, и чтобы остаться целостной личностью, абсолютно необходимо как можно полнее развить свои специальные способности.

Никакая профессионализация, о ценности которой могла бы идти речь, невозможна без уравновешенного развития общих способностей в их целостности и единстве.

Поскольку человек един и каждая отдельно взятая деятельность едина, то общее и специальное образование суть две стороны одной медали. Для краткости станем называть и то, и другое образованием.

Как справляется наша сегодняшняя общеобразовательная школа с задачей обеспечить эффективное, результативное образование? Рынок труда нуждается ныне в таких ключевых умениях выпускников школ, как способность действовать в социально и культурно разнородных группах, и действовать самостоятельно. А также – в способности ориентироваться в быстро меняющемся мире и получать новые познания. От любых работников ожидается не просто и только разумность, но и нестандартность и критичность мышления – креативные качества.

А современная наша школа предполагает зубрежку: она нацелена на демонстрацию знаний, необходимых для экзаменов. Самоцельна, самодостаточна.

За последние двадцать лет целью реформ школьного образования было усилить прикладной аспект всех видов знаний. Но наша школа оставляет содержание обучения абстрактным и далеким от социальных и экономических потребностей. В школьной программе по-прежнему преобладают знания, основанные на запоминании фактов, не имеющих связи с жизнью.

К участию в реальной послешкольной жизни школьные "основы наук" не имеют никакого отношения. В наше время не пригодны они и для продолжения образования в высших школах, поскольку никакой общеобразовательный и профильный учебный план не выдержит такого разнообразия вузов, к которым якобы следует подготовить ребят.

Нынешняя массовая общеобразовательная, как ее называют, школа не достигает и никогда не достигнет ею же провозглашаемых целей, пока не станет носителем тех знаний, которые единственно в силах развить природные дарования и одновременно способны удовлетворить неизбывные потребности растущих людей. И пока не станет применять адекватные этим развивающим знаниям методы и приемы обучения.

Вселенский опыт массового и элитарного образования ясно показал: сколь угодно огромная сумма знаний из различных областей науки не равна ни одной единице IQ. Нет на свете "основ наук", самим фактом своей изученности дающих в качестве "побочного продукта" развитие мышления, воображения, памяти, воли. Ни классические языки, ни математика, ни музыка, ни астрономия, ни даже спортивные соревнования сами по себе не дают интеллекта – умения применять знания в главных областях жизнедеятельности. Автоматически не вырабатываются общие креативные и волевые свойства души.

А жизнь требует от выпускников школы творческой устремленности, умения приобретать новые знания, ориентированности в мире и в семействах наук, способности дружно работать в команде, распознавать лживую пропаганду и не поддаваться на соблазны и обманы. Сегодня пошла речь о пастернаковской устремленности – о знании сути, оснований, корней и сердцевин.

Они не выводятся из знаний о бабочках и звездах, из правила буравчика и атомных весов химических элементов. Потому что нужные человеку знания суть ответы на вопросы, как мы дожили до жизни такой (нынешней), как мы все это (и всё остальное) узнаём, как доказываем нашу правоту, какими способами проверяем и применяем знания в жизни.

Между тем, существуют безотказные пути такого воспитания и обучения в общеобразовательной школе, которые были бы реально осуществимы в настоящих социальных условиях и не слишком продолжительными, но вместе с тем давали бы ум, достоинство, нравственность, крепкое здоровье, профессию, ориентацию в мироздании. Проверены и доказали свою действенность также пути образования, обеспечивающие самовоспитание.

Потребности в образовании.

Мы можем подвести коня к водопою и не можем заставить его пить. Опасно насилие в образовании. Свойства, которые мы хотели бы помочь развить школьнику в себе, подлежат обсуждению с ребенком. Если какая-то часть учебного плана не зависит от его выбора, признания или решения, то причины обязательности образования нуждаются в их обдумывании ребенком. Если он не примет самой идеи обязательности, образование станет невозможным или нулевым, или вредным.

Образование состоится в одном-единственном случае: когда образующиеся жаждут образования. Школе придется ответить глубинным и неизбывным потребностям растущего человека. Потребностям действительным, а не предполагаемым.

Это — мотивы достижения — потребности и стремление человека к успехам в различных видах деятельности. К ним относятся желание учиться, знать, понимать, потребность быть не хуже других, становиться лучше, желание признания и тому подобное.

Предвосхищение успеха — один из важнейших мотивов деятельности развивающегося человека. Потребность принуждает человека к целенаправленной деятельности, результаты которой выступают в виде оценочных эмоций. Предвосхищение, наряду с такими познавательными процессами, как сравнение, сопоставление, оценка, категоризация, воображение, память, участвует в появлении эмоций.

Предвидение достижений тесно связано с системой ценностей и установок личности. Способность предвосхищения оценочных эмоций, бесспорно, воспитуема. Она во многом зависит от тренировки. И от воспитания будет зависеть, успеха в какой, собственно, деятельности желает данная растущая личность, лёгкого или трудного успеха она ждет.

В отношении поведения достижения очень важно также, чему именно приписывает человек вероятность своего успеха: удаче (случаю) или своим способностям, трудолюбию или хитрости, обману и так далее. При этом человек оценивает трудность и сложность желаемых достижений, сравнивая себя с другими людьми и похожими задачами. Поэтому очень многое в поведении достижения зависит от самооценки личности.

Развитие потребностей определяет собой динамику поведения, но, в свою очередь, зависит от характера и типа жизнедеятельности человека. Поэтому потребности и различают по видам деятельности: познавательные, коммуникативные, игровые и так далее. Потребности всегда развиваются под влиянием познавательных процессов, в которых участвует личность.

Познавательные потребности.

Чтобы развиваться, то есть становиться другим, новым (а человек не может стоять на месте, если он не движется вперед, он катится назад), личности нельзя не обладать познавательной потребностью. Ей нельзя останавливаться на уже известном, привычном. Надобно заниматься чужим, далеким, неизвестным.

Развивать познавательные потребности — значит развивать систему ценностей, среди которых большое место занимают вера в свои силы и адекватная оценка своего роста как постоянного процесса. Она с годами все меньше зависит от внешней интересности, все больше зависит от мышления, от осознаваемой системы ценностей.

Переход внешних впечатлений в более сложную умственную работу требует дополнительных усилий, связывающих эту работу, прежде всего, с важными для личности ее установками. Здесь необходимо развитие теоретического мышления, позволяющее подняться над непосредственной информацией, постепенно преодолеть непосредственную впечатлительность.

Слабость или отсутствие познавательных интересов, мотивов достижения, любви к жизни и людям означают душевную опустошенность и нравственную апатию. Отсутствие серьезных познавательных интересов ведет к роковой безысходности, когда отупевший от скуки человек убивает свое и не только свое бытие в атмосфере духовного тупика.

Уныние, хандра, меланхолия заставляют искать путей бегства от гнетущей скуки, под которой понимается бесцветная и стерильная повседневность бытия. Сплин, подавленное настроение томления от отсутствия интересов одолевают многих преступников, особенно подростков, совершающих немотивированные убийства ("Нет в жизни счастья").

Загадки бытия. "И слишком много тайн гнетет человека" (Ф. М. Достоевский). Просит какого-то ответа человеческая любознательность, движимая сильнейшим практическим интересом.

Противоречия в чувствах и отношениях – непреложный факт. Образование призвано помочь детям справиться с напряжением противоречий благодаря их продуктивному разрешению внутренней борьбы соблазна и долга, дурных и хороших мотивов.

С какими особенно важными типами напряжения сталкивается растущий человек?

Ребенок хочет облегчения тяжести выбора между добром и злом и самым противоречивым образом желает свободы. Жизнь — это, прежде всего, то, чем мы можем стать, то есть возможная, потенциальная жизнь. В то же время она — выбор между возможностями, то есть решение в пользу того, чтò мы выбираем и осуществляем на деле. Нам дано на выбор несколько траекторий и способов жизни. Мы вынуждены выбирать одну из них. Человек поставлен перед необходимостью выбора, кем и чем стать в этом мире. Но свобода имеет свои границы и свой диапазон. Чем воспитаннее человек, тем крепче границы его своеволия.

Человек любого возраста желает властвовать и подчиняться в одно и то же время. Свобода предполагает ответственность и усилия. Поэтому она пугает. Но свободы всё же хочется.

И вот идет непрерывная борьба, стремление к независимости, к самостоятельности, к отдельности, уникальности, единичности, с одной стороны. С другой — влечение к стадности, повторяемости, накатанной жизни, к ее инерционности, которая позволяет не задумываться над всем на свете, каждую минуту.

Личность ведущего для ведомых важна в значительно большей степени, чем необходимость послушания. Что значит быть ведомыми? Это значит жить, как все, быть, как все. "Как у людей". Но одновременно люди желают не быть, как все. Это – стремление к своеобразию, оригинальности. Задача образования – помочь в гармонизации влечений к власти и подчинению. Обе неизбывные потребности нуждаются в попеременном или одновременном удовлетворении.

Человек хочет любить и одновременно не хочет любить. Отчего это он обязан любить другого человека? Он любит, но и раздражается тем, что не может не любить.

Любовь и страх, любовь и обида, симпатия и враждебность — чувства, которые дети питают к своим воспитателям и учителям, всем, от кого они зависят, и кто им что-либо запрещает. Как показала британский психоаналитик Мелани Кляйн, злясь и разражаясь, ребенок желает нанести вред тем, кого любит. И одновременно он опасается вреда, которого желает для объектов своей любви. Отсюда — многообразные внутренние конфликты ребенка.

В детстве растущий человек получает или не получает заряд любви ко всему миру — полю, горам, дереву, животным, вещам. Позднее место беспричинной любви к бытию занимает (или не занимает) интеллектуальная любовь к миру.

Отвращение к самообману и обману – вот тот материал, на котором замешивается правильная мысль.

Потребность в жизни чувств. Трудность развития природных дарований людей определяется, в частности, дуальной сущностью человека: он — одновременно чувственное и рациональное существо. Дуализм человеческой природы снимается художественно-чувственной культурой, игрой. Игра здесь понимается предельно широко, вбирая в себя и все виды искусства. Воспитательная сила искусства заключена в его игровой — иносказательной природе.

Способности разума имманентны ему, но наполнить их достойным содержанием и развить их может только эмпирическое содержание, приносимым чувствами. Воспитание чувств, вкуса необходимо еще и потому, что без него нет правильной мысли. Развитие ума в принципе невозможно без подключения мощных эмоциональных компонентов психики, вовлекаемых в познание именно искусством. Развитию ума предшествует и вечно сопровождает его воспитание чувств.

Художества, искусства изучают действительность человека с той же, если не с большей глубиной и скрупулезностью, что и наука, но только не с помощью точных понятий, а обобщенных образов. Образ обладает гносеологической силой, эвристическим потенциалом. Он вбирает в себя и сгущает жизненный опыт. Несомые искусством пласты культуры не навязывают убеждений, а убеждают, не декларируют истины, а вовлекают в переживание и осмысление их.

Воспитание нравственных и интеллектуальных чувств определяется непосредственным общением детей с искусством. Надобно как можно раньше столкнуть ребенка с высшими образцами прекрасного, мудрого и доброго. С самими образцами, а не с разговорами о них. Воспитанию приходится вживлять музыку в сердца воспитанников, прибегая исключительно к непосредственной их встрече и отказываясь от какого бы то ни было теоретизирования. Закон апперцепции, фиксирующий зависимость последующих восприятий от содержания и характера предшествующих, требует от нас при этом как можно более раннего столкновения воспитуемых с высочайшими образцами вкуса. Это делает человека невосприимчивым к культурным суррогатам.

Но в рамках образования обучение художественным искусствам невозможно без развития способности к идентификации, вычленению и распознаванию особого языка образов и без его интерпретации. Семиотика и герменевтика служат полезным дополнением к эмоционально-непосредственному восприятию искусств – при условии оптимального их соотношения и органического сочетания.

Художественное произведение есть мысленный эксперимент, нацеленный на изучение человека. Культурному, образованному человеку необходимо усвоить самый метод искусства — мысленный эксперимент, работу воссоздающего, творческого и обобщающего воображения. Для этого воспитатель поощряет, например, мысленные расшифровки (герменевтические по своей природе) музыкальных ламентаций, надежд, ликований.

В силе воздействия искусства заключены и его опасности. Есть и вредное, и разрушительное искусство. Перефразируя А. С. Макаренко, можно сказать, что не оберегать от него, а научить сопротивляться ему — наша задача. Для этого необходимо строго отбирать первые восприятия — это они формируют вкус, они закладывают предпочтения, они дают наслаждения, которым суждено стать воротами в познание.

Призвание – достойное человека средство забыть себя и найти себя в том, что даёт человеку его человеческую сущность, – в любимом деле.

Призвание, то есть счастье, должно быть делом общего образования в его содружестве со специальным. Образование – возможность выбора своего дела. Образование помогает растущим людям научиться, во–первых, ВЫБИРАТЬ себя и, во–вторых, СЕБЯ выбирать.

Только выбирая себя, мы можем осознанно подойти к осмысленности своей жизни. Это трудно, потому что, как показал Сёрен Кьеркегор, "Выбрать себя самого значит воистину и сознательно взять на себя ответственность за всякое свое дело и слово". Это трудно, но едва ли мы найдем что-нибудь более важное, чему стоит учиться. Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. Страх ошибиться – страх ответственности за решение.

Чтобы происходил спасительный выбор самостоятельного человека между благом и уклонением от него, нужно учить его быть умным: не бояться выбирать, думать и пробовать, наблюдать за результатами и делать соответствующие выводы.

Скажите: "Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. А достойна жизнь ответственная. Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!"

Человек в силах выбирать свою судьбу, осуществлять и выдерживать ее. Необходимо учить разбираться в "механизмах" своего положения и характера, не оставляя для себя ничего неясного.

Благодаря этому наши дети будут думать и действовать, а не только думать или только действовать. Воздействуя на рычаги той части механизма судьбы, которая поддается воздействию, они смогут прорабатывать материал своей жизни.

Мечты ребенка, подростка о деньгах важно связать с великой идеей призвания. По жизненным показателям.

Интерес и любовь к учению. Главные проявления познавательной потребности суть интересы. Они концентрируют в себе отношение личности к предмету или деятельности как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Они обеспечивают осознание целей деятельности.

Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе деятельности. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам.

Идеалы той или иной культуры — ее оценку того, что следует считать высшим и наиболее престижным достижением, — формируются после первых успехов, которым способствует взаимодействие внутренних задатков с внешними обстоятельствами. Удовлетворение, которое идеал дарит участникам культуры, покоится на гордости от достигнутых успехов.

Отсюда — схема познавательной деятельности учащихся: интерес к деятельности —> деятельность —> успех в ней —> любовь к ней —> потребность в этой деятельности.

Цели научного образования. В наших школах дети по-преимуществу зубрят учебники. Учебники вещают от имени науки, фиксируя истины в их последней инстанции. Какие истины? Нет в познании священных коров, нет ничего навек устоявшегося. Наука – это вечный спор, непрерывная битва. А то, что мы называем плодами науки, суть побочные продукты, артефакты вселенского научного дискурса.

Научные обсуждения ведутся по строго определенным правилам на основе строгим образом полученного материала. Введение в науку в ходе образования предполагает поэтому, прежде всего, ознакомление неофитов не с готовыми плодами научного познания, а с этими строгими правилами, без соблюдения которых в науке никому делать нечего. Иными словами — научное образование есть по преимуществу вспомоществование в овладении методом науки, строгого мышления, проверки полученных результатов.

Научное образование требует тренировки молодых поколений в собственно понятийном мышлении. Среди некоторого множества целей введения молодежи в науку совершенно особое по значимости место занимает вооружение ее критериями отличения научной информации от недостоверной или нацеленной на введения людей в заблуждение.

Далее необходимо: знание о системе наук, нескольких разных классификациях наук; их аксиоматика и категориальный строй, вклад в разгадки вечных и бесконечных тайн мироздания, достижения в прикладной сфере.

Логика.

Но чтобы делать правильные выборы, мало не бояться ошибок, надобно еще и научиться избегать их. И здесь лучшим подспорье служат знания о том, когда и каким образом люди обманываются в своих суждениях, оценках и выборе между вероятностями. Вот почему так действительно важно обеспечить доступ молодым людям к сводам человеческой мудрости, в частности, к трактатам об искусстве правильно мыслить.

Вот перед нами бессмертный труд Антуана Арно и Пьера Николя "Искусство мыслить". В нём есть, в частности, важный раздел о логических ошибках: "Умный человек знает, как легко ошибиться. Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, а именно что ему одному известна истина. Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

Заблуждение подобного человека проистекает из того, что разум и его личный авторитет для него не разделимы. Он считает верхоглядами всех тех, кто расходится с ним во мнениях. Он не принимает в соображение, что если другие не разделяют его суждений, то ведь и он не разделяет мнений других. Не должно предполагать свою правоту только потому, что другие люди уверены в нашей неправоте.

Разумные люди знают, что человеку простительно ошибаться и что они останутся сведущими в других вопросах, даже если они не будут знать о новых открытиях. Глупцы же отвергают те или иные мнения на основании следующего забавного умозаключения: "Если бы это было так, то я не был бы сведущим человеком; но я сведущий человек; следовательно, это не так". Это главная причина, заставляющая людей долгое время отвергать некоторые весьма полезные средства и совершенно неоспоримые опыты, потому что у тех, кто о них узнавал, возникала мысль, что, стало быть, они до сих пор заблуждались.

Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. И значит, они никогда не станут обвинять своих противников в упрямстве, безрассудстве, отсутствии здравого смысла, пока это не будет ими доказано. Ведь и другие, со своей стороны, скажут о них то же самое, и спор зайдет в тупик. Они удовольствуются тем, что будут защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.

Человек, желающий минимизировать свои ошибки, всегда старается не возражать и не защищаться, потому что он боится заблуждения и считает, что не так стыдно признавать свои ошибки, как заблуждаться.

Одним из главных источников ошибочных умозаключений является поспешное суждение, посредством которой из какого-то частного опыта выводят общие положения. Людям требуется не более трех-четырех примеров, чтобы извлечь из них максиму или общее место, которыми они в дальнейшем пользуются как началами, чтобы выносить суждения о чем угодно.

Например, есть множество болезней, скрытых от самых искусных врачей, и лекарства часто не помогают – умы, склонные к крайностям, заключают отсюда, что врачебное искусство совершенно бесполезно и что это ремесло шарлатанов. Есть легкомысленные и распутные женщины – для ревнивцев этого достаточно, чтобы беспричинно подозревать даже самых добропорядочных из них, а бесстыдные писатели из-за этого порочат всех женщин вообще. Часто можно встретить людей, скрывающих большие пороки под маской благочестия, – умницы заключают отсюда, что всякое благочестие не более как притворство."

Мудрости очень идет быть школьным предметом, мудрости надо учить – как взвешенности, осторожности суждений, умению принимать во внимание множество различий и факторов, опираться на то, что рождено историческим опытом. Это больше, чем знания. Это еще и интуиция, и доброжелательность, и ненависть к самообману, самоуспокоению. Мудрый человек никогда не считает конечным полученное знание, он допускает его противоположность и, продумывая ее, находит пробелы в том, что казалось ему безусловным.

Ведь недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно. Учить в общеобразовательной школе надобно проверке и перепроверке мысли.

Еще неизбывные потребности развивающегося человека в образовании: уметь то, что умеют другие; получать внимание и понимание; испытывать чувство роста, совершенствования, своей эффективности; выдерживать нелёгкие испытания; иметь простор для "почемучества"; подражать вызывающим восторг идеалам, образцам, ценностям; удивляться...

Сугубо важно, чтобы развитие умственных сил детей проводилось на материале их повседневных впечатлений, отталкивалось от них. Это – идея, выдвинутая и защищённая тем самым Песталоцци, работа которого с детьми производила на современников впечатление чуда.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020