Обучение ребенка в начальной школе, первая и очень значительная ступень в его жизни. От степени освоения им новой – учебной деятельности, приобретения умений учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этапе предшкольного образования способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни.
Трудности общения с взрослыми, сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения, увеличение нагрузки – эти и многие другие факторы, к которым 5-6 летний ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к предстоящему обучению в школе.
Решение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе связано с резервами предшкольного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принимать новые условия деятельности. Как известно,не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата. Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной готовности к школе: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.
Но такую подготовку невозможно провести только стараниями педагогического коллектива. Поэтому первоочередной задачей является объединение усилий педагогов, детей и родителей.
В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объёмом знаний и умений по подготовке детей к обучению в школе. Семья воздействует на ребёнка каждодневно, поэтому располагает почти не ограниченными возможностями формирования эго личностных качеств.
Одной из доступных форм работы в этом направлении является родительское собрание.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитания учащихся в образовательном учреждении и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Родительские собрания нужны:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы и т.д.
- для ознакомления родителей с результатами диагностики, с итогом медицинских обследований ит.д.
- как система психолого-педагогического просвещения, проводящаяся в разнообразных формах: собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.
Нами был разработан цикл родительских собраний для психолого-педагогического просвещения родителей.
В своей работе мы использовали разнообразные формы проведения родительских собраний:
- Собрание- консилиум – обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов.
- Круглый стол – групповая дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приёмов
- Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
- КТД – коллективно-творческое дело, совместное творчество детско-родительских пар.
- Собрание-студия – это обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом и технологическом
- Творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п.
- Групповая дискуссия (диспут) – форма работы, предусматривающая спор, определение позиций по тому или иному вопросу.
Такие разнообразные формы работы позволяют решать сразу несколько задач.
Первая задача:
- установление партнёрских отношений с родителями;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса.
Вторая задача:
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- осознание родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребёнком.
Третья задача:
- переосмысление родителями своих воспитательных установок;
- развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчётов;
- выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Программа родительских собраний построена по линейно-концентрическому принципу. Периодичность проведения собраний 1 раз в месяц, продолжительность одного занятия до 1,5 часов. Всего за год предполагается провести 9 занятий.
Она осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, педагогом-психологом, воспитателем группы продлённого дня с привлечением узких специалистов.
Программа включает следующие разделы:
- Календарно-тематическое планирование.
- Содержание программы.
- Диагностика уровня педагогической компетентности родителей.
- Показатели психолого-педагогического просвещения родителей.
- Уровни результативности психолого-педагогического просвещения родителей.
- Методы изучения результативности психолого-педагогического просвещения родителей.
- Литература для педагогов.
- Литература для родителей.
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема мероприятия |
Форма проведения |
1. |
Сентябрь «Возрастные особенности детей 5-6 летнего возраста». |
|
2. |
Октябрь «Дети – глазами родителей, родители – глазами детей».
а) совместный рисунок б) сочинение сказки в) работа с пластилином по изготовлению животного 4. Вручение памятки родителям «Правила взаимоотношения с ребенком» |
|
3. |
Ноябрь «Готовность ребенка к школе».
а) анкетирование родителей б) ознакомление родителей с результатами диагностики детей группы предшкольной подготовки 3. Памятка для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе» (советы педагога-психолога) |
|
4. |
Декабрь «Правила организации игровой деятельности».
|
|
5. |
Январь «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению».
|
|
6. |
Февраль
«Поощрение и наказание ребенка в семье».
|
|
7. |
Март «Как воспитать любовь к чтению».
«Воспитываем любовь к чтению». |
|
8. |
Апрель «Здоровье наших детей».
|
|
9. |
Май «Предотвращение школьных трудностей у будущих первоклассников. Адаптация к школе».
|
|
Библиографический список
- Прохорова С.Ю. Детский сад. Работа с родителями. М.: Скрипторий, 2014, 78 с.
- Прохорова С.Ю., Н.В.Нигматуллина, В.И.Евстигнеева Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Скрипторий, 2012. 93 с.
Информация об авторе
Прохорова Светлана Юрьевна, Российская Федерация, Ульяновск, к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе МОУ Новомалыклинская НОШ (Российская Федерация, 433560, Ульяновская обл, Новомалыклинский р-н, Новая Малыкла с, Кооперативная, 71 строение А., e-mail: svetl26@mail.ru), председатель ассоциации учителей начальных классов Ульяновской области.