X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Подготовка ребенка к школе: работа с родителями

Обучение ребенка в начальной школе, первая и очень значительная ступень в его жизни. От степени освоения им новой – учебной деятельности, приобретения умений учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этапе предшкольного образования способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни.

Трудности общения с взрослыми, сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения, увеличение нагрузки – эти и многие другие факторы, к которым 5-6 летний ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к предстоящему обучению в школе.

Решение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе связано с резервами предшкольного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принимать новые условия деятельности. Как известно,не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата. Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной готовности к школе: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.

Но такую подготовку невозможно провести только стараниями педагогического коллектива. Поэтому первоочередной задачей является объединение усилий педагогов, детей и родителей.

В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объёмом знаний и умений по подготовке детей к обучению в школе. Семья воздействует на ребёнка каждодневно, поэтому располагает почти не ограниченными возможностями формирования эго личностных качеств.

Одной из доступных форм работы в этом направлении является родительское собрание.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитания учащихся в образовательном учреждении и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

 Родительские  собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы и т.д.
  • для ознакомления родителей с результатами диагностики, с итогом медицинских обследований ит.д.
  • как система психолого-педагогического просвещения, проводящаяся в разнообразных формах: собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

Нами был разработан цикл родительских собраний для психолого-педагогического просвещения родителей.

В своей работе мы использовали разнообразные формы проведения родительских собраний:

  • Собрание- консилиум – обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов.
  • Круглый стол – групповая дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приёмов
  • Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
  • КТД – коллективно-творческое дело, совместное творчество детско-родительских пар.
  • Собрание-студия – это обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом и технологическом
  • Творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п.
  • Групповая дискуссия (диспут) – форма работы, предусматривающая спор, определение позиций по тому или иному вопросу.

Такие разнообразные формы работы позволяют решать сразу несколько задач.

Первая задача:

  • установление партнёрских отношений с родителями;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса.

Вторая задача:

  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • осознание родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребёнком.

Третья задача:

  • переосмысление родителями своих воспитательных установок;
  • развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчётов;
  • выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

Программа родительских собраний построена по линейно-концентрическому принципу. Периодичность проведения собраний 1 раз в месяц, продолжительность одного занятия до 1,5 часов. Всего за год предполагается провести 9 занятий.

 Она осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, педагогом-психологом, воспитателем группы продлённого дня с привлечением узких специалистов.

Программа включает следующие разделы:

 

  1. Календарно-тематическое планирование.
  2. Содержание программы.
  3. Диагностика уровня педагогической компетентности родителей.
  4. Показатели психолого-педагогического просвещения родителей.
  5. Уровни результативности психолого-педагогического просвещения родителей.
  6. Методы изучения результативности психолого-педагогического просвещения родителей.
  7. Литература для педагогов.
  8. Литература для родителей.

 

Тематическое планирование

 

п\п

Тема мероприятия

Форма    проведения

1.

Сентябрь

«Возрастные особенности детей

 5-6 летнего возраста».

  • лекция-беседа с элементами обратной связи;
  • тест-игра для родителей

2.

Октябрь

«Дети – глазами родителей, родители – глазами детей».

  1. Экспресс-методика«Ромашка вкусов»;
  2. Хорошие ли вы родители?
  3. Творческое задание по темам:

а) совместный рисунок

б) сочинение сказки

в) работа с пластилином по изготовлению животного

4.  Вручение памятки родителям «Правила взаимоотношения с ребенком»

  • собрание-студия
  • работа в микрогруппах
  • тест для родителей
  • работа в детско-родительских парах 

3.

Ноябрь

«Готовность ребенка к школе».

  1. Каким должен быть первоклассник.
  2. Показатели готовности к обучению в школе:

а) анкетирование родителей

б) ознакомление родителей с результатами диагностики детей группы предшкольной подготовки

     3.  Памятка для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе» (советы педагога-психолога)

  • круглый стол
  • сообщение учителя
  • анкетирование
  • сообщение

4.

Декабрь

«Правила организации игровой деятельности».

  1. Правила организации игры
  2. «С детьми играть – ум-разум развивать»
  3. Собственный опыт использования игры в воспитании ребенка
  4. Практикум для родителей
  5. Памятка родителям по организации игры
  •  собрание - консилиум
  • выступление воспитателя
  • деловая игра
  • выступление родителей
  • игры на развитие познавательных процессов 

5.

Январь

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению».

  1. Что включает в себя способность к общению
  2. Результаты диагностики коммуникативных способностей детей группы предшкольной подготовки
  3. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость
  4. Игра «Ролевая гимнастика»
  5. Как вы общаетесь с детьми?
  6. Рекомендации родителям «Учим детей общению»

 

  • мозговой штурм
  • выступление
  • сообщение
  • выступление
  • работа в микрогруппах
  • тест-игра

 

6.

Февраль

 

«Поощрение и наказание ребенка в семье».

  1. Видеофильм «Устами младенца»
  2. Методы воспитания в семье
  3. Слова хорошие и плохие
  4. «Поощрение и наказание в моей семье»
  5. Проблемные ситуации
  6. Советы родителям (памятка)
  • круглый стол
  • выступление
  • работа в микрогруппах
  • анкета
  • работа в микрогруппах

 

7.

Март

«Как воспитать любовь к чтению».

  1. Ведущая роль речи в развитии ребёнка.
  2. Как приобщить ребёнка к чтению.
  3. Выставка литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  4. Задание для детско-родительской группы «Сочинение сказки по алгоритму»
  5. Памятка для родителей

 «Воспитываем любовь к чтению».

  • групповая дискуссия
  • выступление
  • сообщение
  • практикум для родителей
  • работа в микрогруппах 

8.

Апрель

«Здоровье наших детей».

  1. Подведение итогов конкурса рисунков «За здоровый образ жизни»
  2. «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
  3. Спортивный праздник  «Мама, папа, я –  здоровая семья».
  4. Здоровьесберегающие технологии в школе.
  5. Памятка родителям «Здоровье наших детей»
  • коллективно – творческая работа
  • выступление
  • экспресс-методика
  • эстафета
  • выступление 

9.

Май

«Предотвращение школьных трудностей у будущих первоклассников. Адаптация к школе».

  1. Школьные трудности
  2. Адаптация к школе
  3. Режим для младших классов
  4. Результат диагностики «Карта - характеристика готовности ребёнка к началу учебного года»
  5. Памятка – рекомендации родителям «Предотвращение школьной дезадаптации».

 

  • собрание - студия
  • выступление
  • сообщение, просмотр слайдов
  • индивидуальная работа

 

 


Библиографический список 

  1. Прохорова С.Ю. Детский сад. Работа с родителями. М.: Скрипторий, 2014, 78 с.
  2. Прохорова С.Ю., Н.В.Нигматуллина, В.И.Евстигнеева Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Скрипторий, 2012. 93 с.

Информация об авторе

Прохорова Светлана Юрьевна, Российская Федерация, Ульяновск, к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе МОУ Новомалыклинская НОШ (Российская Федерация, 433560, Ульяновская обл, Новомалыклинский р-н, Новая Малыкла с, Кооперативная, 71 строение А., e-mail: svetl26@mail.ru), председатель ассоциации учителей начальных классов Ульяновской области.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020