Лагунёнок Людмила Борисовна, воспитатель МОУ «Школа – детский сад №1 г. Черемхово», представила программу для родителей, способствующей лучшей адаптации детей в детском саду.
Актуальность
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места.
Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок - равноправный член социальной группы, а в семье - объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье - зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодействии, детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка.
Цель программы - создание условий для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения родителей, способствующие мягкой адаптации детей, формированию положительного отношения к ДОУ.
Задачи программы:
- Разработать модель взаимодействия родителей с педагогами для создания условий развития детей, их социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей;
- Стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ) в семьях воспитанников.
Направления программы:
- диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
- практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей;
- участие родителей в деятельности образовательной организации.
Сроки реализации программы: 2017 – 2020 гг.
Участники программы:
- члены администрации;
- педагоги;
- специалисты ОО;
- представители общественных организаций;
- юристы;
- медицинские работники;
- работники правоохранительных органов.
Условия, обеспечивающие родительский всеобуч
Для эффективной подготовки родителей в условиях развертывания социального партнерства детсада и семьи необходимы следующие организационно-педагогические условия:
- готовность педагогов к партнерству с семьей по формированию позитивной социализации;
- разработка организационных форм (модели, программы, планы, проекты) подготовки родителей по формированию социальных навыков у детей;
- разработка учебно-методических, консультативных материалов по подготовке нормативно-правовой базы социального партнерства детсада и семьи;
- проведение регулярных мониторингов среди родителей.
В дошкольном учреждении сложился стабильный, творческий педагогический коллектив: воспитатели, учителя логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
План реализации программы
№ |
Тема |
Форма |
Сроки |
Ответственные |
Повышение правовой культуры родителей |
||||
1 |
В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ» (№273 от 29.12.2013 г) |
родительский лекторий |
Сентябрь 2017г. |
воспитатели |
2 |
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» (Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей) |
родительский лекторий |
Ноябрь 2017г. |
воспитатели |
3 |
Ознакомление с правами и обязанностями родителей (Конституция РФ, Семейный кодекс) |
родительский лекторий |
Январь 2018г. |
воспитатели |
Психолого-педагогическое просвещение родителей |
||||
1 |
«Проблемы адаптации детей раннего возраста. Игры в период адаптации для детей раннего возраста» |
лекторий |
сентябрь 2017г. |
воспитатель, педагог- психолог |
2 |
«Питание малышей» |
дискуссия |
ноябрь 2017г. |
медсестра |
3 |
«Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» |
собрание- практикум |
март
2017г. |
воспитатель |
4 |
«Воспитание навыков самообслуживания» |
тренинг |
май 2017г. |
воспитатель |
5 |
«Особенности развития детей 3-го года жизни» |
лекторий |
Сентябрь 2018г. |
педагог- психолог |
6 |
«Капризы и их предупреждения» |
дискуссия |
Октябрь 2018г. |
воспитатель |
7 |
«Играют дети - играем вместе» |
семейная гостиная |
Ноябрь 2018г. |
воспитатель |
8 |
«Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей» |
мозговой штурм |
Декабрь 2018г. |
воспитатель |
9 |
«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» |
лекторий |
Январь 2019г. |
воспитатель |
10 |
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка» |
практикум |
Февраль 2019г. |
воспитатель |
11 |
«Развиваем детей играя» |
ролевая игра |
Март 2019г. |
воспитатель |
12 |
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук» |
мастер-класс |
Апрель 2019г. |
воспитатель |
13 |
«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» |
лекторий |
Октябрь 2018г. |
воспитатель, медсестра |
14 |
«Знаете ли вы своего ребёнка?» |
тренинг |
Ноябрь 2018г. |
воспитатель, педагог- психолог |
15 |
«Ребёнок и правила дорожного движения» |
пресс- конференция |
Май 2019г. |
воспитатель, сотрудник ГИБДД |
16 |
«Особенности в воспитании мальчиков и девочек» |
дискуссия |
Декабрь 2017г. |
воспитатель |
17 |
«Знакомство с особенностями организации воспитательно - образовательного процесса в старшей группе» |
лекторий |
Сентябрь 2019г. |
воспитатель |
18 |
«Культура правильного питания - основа ЗОЖ. Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» |
диспут |
Январь 2018г. |
воспитатель медсестра
|
19 |
«Интеллектуальное развитие детей средством дидактических игр» |
практикум |
Ноябрь 2019г. |
воспитатель |
20 |
«Старший дошкольник, какой он?» |
тренинг |
Сентябрь 2020г. |
воспитатель, педагог- психолог |
21 |
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». |
собрание- диалог |
Сентябрь 2017г. |
воспитатель, учитель- логопед |
22 |
«Развитие речи через театральную деятельность» |
лекторий |
Февраль 2020г. |
воспитатель музыкальный руководитель |
23 |
«Уроки добра. Развитие позитивного социального опыта в общении» |
родительский ринг |
Ноябрь 2019г. |
воспитатель педагог- психолог |
24 |
«Воспитание у детей гуманного отношения к природе» |
мастер-класс |
Март 2018г. |
воспитатель |
25 |
«Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет. Совместная работа воспитателя и родителей по подготовке детей к школе» |
лекторий |
Октябрь 2019г. |
воспитатель педагог- психолог |
26 |
«Значение режима дня в жизни дошкольника» |
дискуссия |
Сентябрь 2018г. |
воспитатель медсестра |
27 |
«Как помочь ребёнку стать внимательным? |
собрание- студия |
Ноябрь 2020г. |
воспитатель |
28 |
«Здравствуй, лето! |
брейн-ринг |
Май 2018г. |
воспитатель медсестра |
29 |
«Будущие первоклассники» |
брифинг |
Сентябрь 2019г. |
воспитатель |
30 |
«Развитие речи и звукопроизношение у детей 6-7 лет» |
лекторий |
Октябрь 2020г. |
воспитатель учитель- логопед |
31 |
«Трудовое воспитание в семье» |
ролевая игра |
Март 2017г. |
воспитатель |
32 |
«Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице» |
пресс- конференция |
Апрель 2020г. |
воспитатель сотрудник ГИБДД |
33 |
«Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения» |
дискуссия |
Май 2019г. |
учитель воспитатель |
34 |
«Формирование у детей навыков самоконтроля». |
диспут |
Ноябрь 2020г. |
Психолог воспитатель |
35 |
«Папа, мама, я - читающая семья» |
собрание - конкурс |
Май 2020г. |
учитель- логопед, библиотекарь |
36 |
«Эмоциональное благополучие детей в семье» |
мозговой штурм |
Декабрь 2019г. |
педагог -психолог |
37 |
«Итоговое собрание: год по новым стандартам» |
собрание - праздник |
Май 2018г. |
воспитатель психолог |
38 |
«Успешность обучения, пути достижения» |
беседа |
Сентябрь 2018г. |
воспитатель |
39 |
«Нравственные традиции семьи - залог мотивации ребёнка» |
родительский ринг |
Апрель 2018г. |
воспитатель музыкальный руководитель |
40 |
«Физическое развитие ребёнка дома и в семье» |
дискуссия |
Декабрь 2019г. |
учитель физкультуры |
41 |
«Роль СМИ в досуговой деятельности обучающихся. Контроль со стороны родителей» |
лекторий |
Апрель 2017г. 2020г. |
воспитатель музыкальный руководитель |
42 |
«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка» |
круглый стол
|
Октябрь 2019г. |
педагог- психолог |
43 |
«Садимся за уроки» |
круглый стол |
Май 2020г. |
воспитатель учитель |
44 |
«Телевизор и дети» |
мозговой штурм |
Ноябрь 2017г. |
медсестра |
45 |
«Здоровье наших детей в наших руках» |
практикум |
Январь 2019г. |
медсестра, инструктор ФК |
46 |
«Основы духовно-нравственного воспитания обучающегося» |
дискуссия |
Декабрь 2017г. |
педагог- психолог |
47 |
«Как прекрасен этот мир!» (об эстетическом воспитании в семье) |
брифинг |
Февраль 2018г. |
педагог –психолог воспитатель |
48 |
«Путь к здоровью, силе, бодрости» |
тренинг |
Март 2019г. |
медсестра, учитель физкультуры |
49 |
«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка» |
круглый стол
|
Апрель 2019г. |
педагог - психолог |
50 |
«Как воспитать настоящего человека» (о нравственном воспитании в семье) |
ролевая игра |
Октябрь 2017г. |
воспитатель |
Психолого-педагогическое сопровождение семей |
||||
1 |
Надо ли учить ребенка вежливости? (подготовительная группа) |
собрание – практикум |
сентябрь 2018г. |
педагог - психолог |
2 |
Моя семья (средняя группа) |
беседа |
Октябрь 2019г.
|
педагог - психолог |
3 |
Адаптация в детском саду (ясельная группа) |
беседа |
Октябрь 2018г. |
педагог - психолог |
4 |
Психолого-физиологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (родительский комитет) |
встречи с медицинским работником, психологом |
Октябрь 2020г. |
медсестра, педагог- психолог |
5 |
Кризис 3-х лет (1 младшая группа) |
консультация |
Декабрь 2017г. |
педагог - психолог |
6 |
Ребенок и телевизор (старшая, подготовительная группы) |
круглый стол |
Январь 2018г.
|
педагог - психолог |
7 |
Помогите ребенку победить страх! (подготовительная группа) |
тренинг |
Январь 2019г. |
педагог - психолог |
8 |
Формирование у ребенка уверенности в себе (старшая группа) |
лекция - беседа |
Февраль 2019г. |
педагог - психолог |
9 |
Готовимся к школе: развитие мышления детей дошкольного возраста (подготовительные группы) |
лекция - беседа |
Март 2019г.
|
педагог - психолог |
10 |
Особенности воспитания ребенка мамой и папой (средняя группа) |
родительские чтения |
Март 2020г. |
педагог - психолог |
11 |
Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста (2 младшая группа) |
беседа |
Март 2019г. |
педагог - психолог |
12 |
Воспитание - процесс творческий (средняя, старшая группы) |
практические рекомендации. |
апрель 2017г. |
педагог - психолог |
13 |
Телефон Доверия (все участники) |
анонимные консультации |
в течение года |
педагог - психолог |
Тематика консультаций родителей в условиях реализации ФГОС ДО |
||||
1 |
« Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО» |
консультация- практикум |
Январь 219г. |
заместитель директора по ВР, воспитатели |
5 |
«Учим работать с информацией» |
консультация-практикум |
|
заместитель директора по УВР |
6 |
«Проектная деятельность обучающихся» |
мастер-класс |
|
заместитель директора по УВР |
7 |
«Воспитание игрой» |
мастер-класс |
Декабрь 2018г. |
воспитатели |
8 |
«Развиваем пальчики,улучшаем речь» |
мастер-класс |
Январь 2018г. |
логопед |
9 |
«Игры, которые лечат» |
мастер-класс |
Февраль 2017г. |
воспитатели |
10 |
«Учимся рисовать играя» |
мастер-класс |
Март 2019г. |
воспитатели |
11 |
«Развивающие игры» |
мастер-класс |
Апрель 2020г. |
воспитатели |
12 |
«Музыкальная игра в жизни ребенка» |
мастер-класс |
Май 2019г. |
музыкальный руководитель |
13 |
«Моя первая прогулка в детском саду» |
сюжетная прогулка |
июнь |
воспитатели |
14 |
Индивидуальная работа специалистов ДОО |
|
в течение года |
|
Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей – количественных и качественных.
Количественные показатели:
- количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел, семинаров, конференций;
- количество семей, регулярно участвующих в деятельности образовательной организации;
- количество изданных методических пособий семейной направленности.
Качественные показатели:
- повышение нравственного образа жизни семьи;
- повышение педагогической культуры родителей;
- формирование у молодых родителей ответственности за семью;
- создание открытой социально-педагогической системы в образовательной организации, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
- создание в образовательной организации информационного пространства для родителей и общественности.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы родительского всеобуча «Родительский университет» его участники будут:
- Родители: активизация и вовлечение родительской аудитории в педагогический процесс; повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения.
- Педагоги: повышение профессионализма в вопросах работы с семьями воспитанников.
- Дети: сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности.
Таким образом, взаимодействие администрации, специалистов образовательной организации с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.