X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Родительский университет. Программа родительского всеобуча

Лагунёнок Людмила Борисовна, воспитатель МОУ «Школа – детский сад №1 г. Черемхово», представила программу для родителей, способствующей лучшей адаптации детей в детском саду.

Актуальность

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места.

Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок - равноправный член социальной группы, а в семье - объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье - зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодействии, детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка.

Цель программы - создание условий для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения родителей, способствующие мягкой адаптации детей, формированию положительного отношения к ДОУ.

Задачи программы:

  1. Разработать модель взаимодействия родителей с педагогами для создания условий развития детей, их социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей;
  2. Стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ) в семьях воспитанников.

Направления программы:

  • диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
  • практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей;
  • участие родителей в деятельности образовательной организации.

Сроки реализации программы: 2017 – 2020 гг.

Участники программы:

  • члены администрации;
  • педагоги;
  • специалисты ОО;
  • представители общественных организаций;
  • юристы;
  • медицинские работники;
  • работники правоохранительных органов.

Условия, обеспечивающие родительский всеобуч

Для эффективной подготовки родителей в условиях развертывания социального партнерства детсада и семьи необходимы следующие организационно-педагогические условия:

  • готовность педагогов к партнерству с семьей по формированию позитивной социализации;
  • разработка организационных форм (модели, программы, планы, проекты) подготовки родителей по формированию социальных навыков у детей;
  • разработка учебно-методических, консультативных материалов по подготовке нормативно-правовой базы социального партнерства детсада и семьи;
  • проведение регулярных мониторингов среди родителей.

В дошкольном учреждении сложился стабильный, творческий педагогический коллектив: воспитатели, учителя логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.

План реализации программы

Тема

Форма

Сроки

Ответственные

Повышение правовой культуры родителей

1

В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ» (№273 от 29.12.2013 г)

родительский лекторий

Сентябрь

2017г.

воспитатели

2

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» (Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей)

родительский лекторий

Ноябрь

2017г.

воспитатели

3

Ознакомление с правами и обязанностями родителей (Конституция РФ, Семейный кодекс)

родительский лекторий

Январь

2018г.

воспитатели

Психолого-педагогическое просвещение родителей

1

«Проблемы адаптации детей раннего возраста. Игры в период адаптации для детей раннего возраста»

лекторий

сентябрь

2017г.

воспитатель, педагог-

психолог

2

«Питание малышей»

дискуссия

ноябрь

2017г.

медсестра

3

«Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

собрание-

практикум

март

 

2017г.

воспитатель

4

«Воспитание навыков самообслуживания»

тренинг

май 2017г.

воспитатель

5

«Особенности развития детей 3-го года жизни»

 лекторий

Сентябрь

2018г.

педагог-

психолог

6

«Капризы и их предупреждения»

дискуссия

Октябрь

2018г.

воспитатель

7

«Играют дети - играем вместе»

семейная гостиная

Ноябрь

2018г.

воспитатель

8

«Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей»

мозговой штурм

Декабрь

2018г.

воспитатель

9

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

лекторий

Январь

2019г.

воспитатель

10

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка»

практикум

Февраль

2019г.

воспитатель

11

«Развиваем детей играя»

ролевая игра

Март

2019г.

воспитатель

12

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

мастер-класс

Апрель

2019г.

воспитатель

13

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

лекторий

Октябрь

2018г.

воспитатель, медсестра

14

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

тренинг

Ноябрь

2018г.

воспитатель, педагог-

психолог

15

«Ребёнок и правила дорожного движения»

 пресс-

конференция

Май

2019г.

воспитатель, сотрудник ГИБДД

16

«Особенности в воспитании мальчиков и девочек»

дискуссия

Декабрь

2017г.

воспитатель

17

«Знакомство с особенностями организации воспитательно - образовательного процесса в старшей группе»

лекторий

Сентябрь

2019г.

воспитатель

18

«Культура правильного питания - основа ЗОЖ. Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

диспут

Январь

2018г.

воспитатель медсестра

 

19

«Интеллектуальное развитие детей средством дидактических игр»

практикум

Ноябрь

2019г.

воспитатель

20

«Старший дошкольник, какой он?»

тренинг

Сентябрь

2020г.

воспитатель, педагог-

психолог

21

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

собрание-

диалог

Сентябрь

2017г.

воспитатель, учитель-

логопед

22

«Развитие речи через театральную деятельность»

лекторий

Февраль

2020г.

воспитатель музыкальный руководитель

23

«Уроки добра. Развитие позитивного социального опыта в общении»

родительский ринг

Ноябрь

2019г.

воспитатель педагог-

психолог

24

«Воспитание у детей гуманного отношения к природе»

мастер-класс

Март

2018г.

воспитатель

25

 «Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет. Совместная работа воспитателя и родителей по подготовке детей к школе»

лекторий

Октябрь

2019г.

воспитатель педагог-

психолог

26

«Значение режима дня в жизни дошкольника»

дискуссия

Сентябрь

2018г.

воспитатель медсестра

27

«Как помочь ребёнку стать внимательным?

собрание-

студия

Ноябрь

2020г.

воспитатель

28

«Здравствуй, лето!
Здоровое питание детей летом»

брейн-ринг

Май

2018г.

воспитатель медсестра

29

«Будущие первоклассники»

брифинг

Сентябрь

2019г.

воспитатель

30

«Развитие речи и звукопроизношение у детей 6-7 лет»

лекторий

Октябрь

2020г.

воспитатель учитель-

логопед

31

«Трудовое воспитание в семье»

ролевая игра

Март

2017г.

воспитатель

32

«Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице»

пресс-

конференция

Апрель

2020г.

воспитатель сотрудник ГИБДД

33

«Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения»

дискуссия

Май

2019г.

учитель

воспитатель

34

«Формирование у детей навыков самоконтроля».

диспут

Ноябрь

2020г.

Психолог

воспитатель

35

«Папа, мама, я - читающая семья»

собрание - конкурс

Май

2020г.

 учитель-

логопед, библиотекарь

36

«Эмоциональное благополучие детей в семье»

мозговой штурм

Декабрь

2019г.

педагог -психолог

37

«Итоговое собрание: год по новым стандартам»

собрание - праздник

Май

2018г.

воспитатель

психолог

38

«Успешность обучения, пути достижения»

беседа

Сентябрь

2018г.

воспитатель

39

«Нравственные традиции семьи - залог мотивации ребёнка»

родительский ринг

Апрель

2018г.

воспитатель

музыкальный руководитель

40

«Физическое развитие ребёнка дома и в семье»

дискуссия

Декабрь

2019г.

 учитель физкультуры

41

«Роль СМИ в досуговой деятельности обучающихся. Контроль со стороны родителей»

лекторий

Апрель

2017г.

2020г.

воспитатель

музыкальный руководитель

42

«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

круглый стол

 

Октябрь

2019г.

 педагог-

психолог

43

«Садимся за уроки»

круглый стол

Май

2020г.

воспитатель

учитель

44

«Телевизор и дети»

мозговой штурм

Ноябрь

2017г.

 медсестра

45

«Здоровье наших детей в наших руках»

практикум

Январь

2019г.

медсестра, инструктор ФК

46

«Основы духовно-нравственного воспитания обучающегося»

дискуссия

Декабрь

2017г.

 педагог-

психолог

47

«Как прекрасен этот мир!» (об эстетическом воспитании в семье)

брифинг

Февраль

2018г.

педагог –психолог

воспитатель

48

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

тренинг

Март

2019г.

 медсестра, учитель физкультуры

49

«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

круглый стол

 

Апрель

2019г.

 педагог - психолог

50

«Как воспитать настоящего человека» (о нравственном воспитании в семье)

ролевая игра

Октябрь

2017г.

 воспитатель

Психолого-педагогическое сопровождение семей

1

Надо ли учить ребенка вежливости? (подготовительная группа)

собрание – практикум

сентябрь

2018г.

педагог - психолог

2

Моя семья (средняя группа)

беседа

Октябрь

2019г.

 

педагог - психолог

3

Адаптация в детском саду (ясельная группа)

беседа

Октябрь

2018г.

педагог - психолог

4

Психолого-физиологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (родительский комитет)

 встречи с медицинским работником, психологом

Октябрь

2020г.

медсестра, педагог-

психолог

5

Кризис 3-х лет

(1 младшая группа)

консультация

Декабрь

2017г.

педагог - психолог

6

Ребенок и телевизор (старшая, подготовительная группы)

круглый стол

Январь

2018г.

 

педагог - психолог

7

Помогите ребенку победить страх! (подготовительная группа)

тренинг

Январь

2019г.

педагог - психолог

8

Формирование у ребенка уверенности в себе (старшая группа)

лекция - беседа

Февраль

2019г.

педагог - психолог

9

Готовимся к школе: развитие мышления детей дошкольного возраста (подготовительные группы)

лекция - беседа

Март

2019г.

 

педагог - психолог

10

Особенности воспитания ребенка мамой и папой (средняя группа)

родительские чтения

Март

2020г.

педагог - психолог

11

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста (2 младшая группа)

беседа

Март

2019г.

педагог - психолог

12

Воспитание - процесс творческий (средняя, старшая группы)

практические рекомендации.

апрель

2017г.

педагог - психолог

13

Телефон Доверия (все участники)

анонимные консультации

в течение года

педагог - психолог

Тематика консультаций родителей в условиях реализации ФГОС ДО

1

« Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

консультация- практикум

Январь

219г.

заместитель директора по ВР, воспитатели

5

«Учим работать с информацией»

консультация-практикум

 

заместитель директора по УВР

6

«Проектная деятельность обучающихся»

мастер-класс

 

заместитель директора по УВР

7

«Воспитание игрой»

мастер-класс

Декабрь

2018г.

воспитатели

8

«Развиваем пальчики,улучшаем речь»

мастер-класс

Январь

2018г.

логопед

9

«Игры, которые лечат»

мастер-класс

Февраль

2017г.

воспитатели

10

«Учимся рисовать играя»

мастер-класс

Март

2019г.

воспитатели

11

«Развивающие игры»

мастер-класс

Апрель

2020г.

воспитатели

12

«Музыкальная игра в жизни ребенка»

мастер-класс

Май

2019г.

музыкальный руководитель

13

«Моя первая прогулка в детском саду»

сюжетная прогулка

июнь

воспитатели

14

Индивидуальная работа специалистов ДОО

 

в течение года

 

 

Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей – количественных и качественных.

Количественные показатели:

  • количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел, семинаров, конференций;
  • количество семей, регулярно участвующих в деятельности образовательной организации;
  • количество изданных методических пособий семейной направленности.

Качественные показатели:

  • повышение нравственного образа жизни семьи;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • формирование у молодых родителей ответственности за семью;
  • создание открытой социально-педагогической системы в образовательной организации, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
  • создание в образовательной организации информационного пространства для родителей и общественности.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы родительского всеобуча «Родительский университет» его участники будут:

  • Родители: активизация и вовлечение родительской аудитории в педагогический процесс; повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения.
  • Педагоги: повышение профессионализма в вопросах работы с семьями воспитанников.
  • Дети: сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности.

Таким образом, взаимодействие администрации, специалистов образовательной организации с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020