X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Семейные ценности... Как понять?

В рамках проекта «Патриотика: контент+» рассказываем об информационно-просветительной работе с родителями.

При проведении дистанционной информационно-просветительной работы с родителями значительное место должно отводиться работе с ценностно ориентирующей терминологией, артикуляции терминов. Этот процесс призван способствовать осознанию и усвоению духовно-нравственных понятий, составляющих этическую основу родительства.  Предлагается три уровня работы с терминами, обозначающими нравственные категории:

  • информационный уровень;
  • уровень осознания значимости;
  • уровень восприятия ценности как органичной части мировоззрения и руководства для поведения.

Постепенное прохождение этих уровней предполагает работу с нравственными категориями на разных возрастных этапах становления ребёнка в разных формах преподнесения материала.

Важнейшими терминами при работе, посвящённой семье и семейным ценностям, являются понятия «духовность» и «нравственность».

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обострённом восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчётом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание личности.

Нравственность – индивидуальная форма существования морали общества, внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Вопросы нравственности человека и общества в целом всегда и во все эпохи были актуальны, а сейчас они встали особенно остро.  Нравственность нерядоположена святости, она иерархически соотносится с ней через понятие «духовность».

Таким образом, духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, нравственность – сфера её «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом.

Базовыми терминами, рекомендуемыми для детальной и разносторонней проработки на детско-родительских мероприятиях, являются следующие термины:

  • верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах;
  • взаимопомощь –  взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях;
  • взаимопонимание – согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт;
  • доброта – стремление делать добро, заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима;
  • душевность – отзывчивость, искренность, добросердечие, сострадательность, добротолюбие;
  • забота – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым;
  • искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость;
  • любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным;
  • нежность – теплота и мягкость, тонкость и хрупкость в отношениях;
  • правота – верность, истинность, правильный образ действий и мыслей;
  • радушие – сердечное отношение в сочетании с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу, приветливость;
  • скромность – простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчеркивать свои заслуги;
  • сердечность – доброе сердце, искренность, душевность, сострадательность, отзывчивость, радушие, внимательность;
  • совесть – сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи;
  • сострадание – чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой;
  • сочувствие – понимание чувств другого человека, неравнодушие, соболезнование;
  • справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям;
  • уважение – чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг;
  • человеколюбие – любовь, милосердие, доброта, приветливость:
  • чуткость – способность чутко относиться к окружающим.

Для справки:

Организатор проекта «Патриотика: контент+» - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020