В МАОУ «Тохтуевская СОШ», Соликамского района, успешно реализовали модель взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Концепция государственной семейной политики в РФ определяет вектор развития образовательных организаций – формирование ответственного и позитивного родительства у взрослых и детей. Функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем. Исследования, проведенные на территории Соликамского муниципального района, показывают, что родители нуждаются в помощи специалистов, а у старшеклассников не сформирована ценность семьи, почитания старших, уважения своей родословной.
Анализ литературы, социально-педагогической ситуации в Соликамском муниципальном районе, рефлексия собственного научно-педагогического опыта, анализ анкетирования родителей, старшеклассников позволяют выявить следующие противоречия:
- между нормативными и концептуальными установками на реализацию государственной семейной политики социальными институтами общества и отсутствием конструктивного взаимодействия между ними в решении задач образования и просвещения родителей;
- между необходимостью подготовки растущего человека к выполнению социальной роли родителя и отсутствием квалифицированных кадров и методического обеспечения для организации образовательной практики в учебных заведениях;
- между насущной потребностью школы в осуществлении практической деятельности по воспитанию родителей и традиционными, устаревшими способами работы педагогов с семьей.
Наличие противоречий и необходимость их разрешения определяет актуальность разработки и активного внедрения модели родительского образования в социально-педагогической среде Соликамского муниципального района на базе МАОУ «Тохтуевская СОШ».
Педагогическая модель богаче реальности в плане набора возможных путей развития с учетом сложившихся обстоятельств. Она учитывает положение синергетики о том, что малые воздействия, происходящие на микроуровне, могут стать для системы определяющими.
Модель родительского образования представляет совокупность целевого, субъектного, организационного, содержательного, диагностического компонентов.
Целевой компонент модели являетсяпринципиально важным, так как именно в цели отражаются результаты исследовательской и практической деятельности.Модель используется коллективом школы для формирования и самокорректировки родительской позиции взрослых и детей через деятельность Родительского университета, который обеспечивает эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, координацию инициатив в области семейной политики, защиты интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
Эффективность модели обусловлена реализацией принципов, определяющих отношения между взрослыми и детьми: принцип первоочередного права родителей на воспитание детей; принцип сотрудничества и взаимоуважения всех субъектов образовательного процесса; принцип системности и преемственности родительского образования. Данные принципы позволяют перекинуть мостик из теории в практику. Они определяют требования, содержание и методику процесса родительского образования взрослых и детей.
Субъектный компонент данной модели является системообразующим компонентом, посколькуопределяет взаимосвязь между субъектами образовательного процесса в Родительском университете. Основными субъектами образовательного взаимодействия являются педагоги обучающиеся, родители (законные представители) школьников. Круг субъектов расширяется за счет социальных партнеров. Их деятельность способствует формированию общественного мнения и реализации гражданских инициатив в сфере семейной политики.
Организационный компонент модели включает нормативно-правое, организационно-педагогическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса университета.
Деятельность Университета регламентируется нормативными актами федерального и регионального уровней, локальными актами. Их реализация обеспечивает ценностно-смысловое единство, системность и цикличность деятельности всех субъектов, продуктивность образовательного процесса.
Организационная структура Университета направлена на организацию единого процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей в школьной жизнедеятельности и в социуме. Участие родителей в управлении школой через Управляющий совет; совет родителей (палата отцов и палата матерей), встречи любящих родителей (родительские собрания) способствуют демократизации взаимоотношений в «педагогическом треугольнике» (учитель – ученик - родители). Школа любящих родителей, семейные проекты, акции, совместные праздники увеличивают диапазон позитивных влияний не только на развивающуюся личность школьника, но и помогают родителям в исполнении ими функции воспитателей собственных детей. Научно - практические конференции и родительские чтения предоставляют возможность обмена положительным опытом воспитания детей. Обучающиеся школы начинают свою подготовку к выполнению социальной роли родителя в школе первоклассника, продолжают на уроках и во внеурочной деятельности по предмету, в кружках и секциях. Программы учебных предметов и дополнительного образования включают школьный компонент – воспитание семьянина. Все организационные формы определяют внешнюю сторону образовательного процесса, которая связана с временем, местом, порядком его осуществления.
Под научно-методическим обеспечением следует понимать совокупность средств, позволяющих организовать эффективную деятельность Университета. В своей работе мы используем методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по организации курсов для родителей, разработанные общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»; методические указания по организации родительского образования, разработанные НОУ «Академия родительского образования», также создаем собственную методическую копилку.
Содержательный компонентданноймодели определяет сущность, задачи, содержание родительского образования для взрослых и детей, направления деятельности родительского университета как механизма межведомственной координации родительского образования взрослых и детей.
Реализация содержательного компонента модели позволяет выработать всем субъектам образовательного процесса единый взгляд на ценности и сущность воспитания ребенка, на роли семьи и школы в педагогическом процессе, на использование методик и техник, стиля воспитательных взаимодействий в различных жизненных ситуациях. В своей работе мы активно используем рекомендации по содержанию и технологиям родительского образования, разработанные НОУ «Академия родительского образования».
Диагностический компонент предполагает изучение эффективности родительского образования в социально-педагогической среде школы. Для диагностики социальных и педагогических эффектов родительского образования взрослых и детей можно использовать критерии факта и критерии отношения, отражающие целевой компонент модели. Отобранные критерии конкретизируются до эмпирических показателей и становятся предметом измерения. В модели представлена численная мера выраженности отобранных показателей (средний балл, процент, ранг-место, дисперсия). Используются несколько диагностических методов: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документов, контент-анализ сочинений, ранжирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.
Процесс реализации модели можно считать эффективным, если осуществляется систематическое научно – методическое сопровождение образовательного процесса, повышение квалификации организаторов и педагогов Родительского университета в процессе «внутрифирменного» обучения и на курсах за пределами организации, создана и функционирует система мотивации и стимулирования обучающихся и преподавателей, постоянно инициируется социальное партнерство – равноправное взаимодействие общественных и государственных сил в реализации семейной политики на территории Соликамского муниципального района. Мониторинг эффективности родительского образования взрослых и детей, разработанный на основе диагностического компонента модели, позволяет своевременно проводить коррекционные мероприятия деятельности Родительского университета.
Модель родительского образования детей и взрослых – это теоретически созданная, а затем реализованная в МАОУ «Тохтуевская СОШ» содержательная и процессуальная структура упорядоченного взаимодействия педагогов, родителей, детей, социальных партнеров по возрождению культуры российской семьи и традиций семейного воспитания с учетом мировоззренческого, национального, религиозного состава родительского сообщества, семей обучающихся.
Целевой компонент |
||||||||||||||||||||||
Цель |
Принципы деятельности родительского университета |
|||||||||||||||||||||
- формирование и самокорректировка родительской позиции взрослых и детей через деятельность Родительского университета |
- принцип первоочередного права родителей на воспитание детей; - принцип сотрудничества и взаимоуважения всех субъектов образовательного процесса; - принцип системности и преемственности родительского образования. |
|||||||||||||||||||||
Субъектный компонент |
||||||||||||||||||||||
Педагогический коллектив МАОУ «Тохтуевская СОШ» |
Обучающиеся МАОУ «Тохтуевская СОШ» |
Родители (законные представители) обучающихся МАОУ «Тохтуевская СОШ» |
||||||||||||||||||||
Социальные партнеры: НОУ ДО «Академия родительского образования»; Администрация Соликамского муниципального района; Управление образования; Отдел ЗАГС; СГПИ филиал ПГНИУ; ММБУ «Соликамская районная больница»; Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Соликамск и Соликамскому району; Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району; Соликамская городская прокуратура Пермского края; МБМУ «Центр медицинской профилактики»; Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики; КДН и ЗП Соликамского муниципального района; Местная религиозная организация Приход храма в честь Преображения Господня г. Соликамска Соликамской Епархии Пермской митрополии Русской Православной Церкви.
|
||||||||||||||||||||||
Организационный компонент |
||||||||||||||||||||||
Нормативно-правовое обеспечение |
Организационно – педагогическое обеспечение (формы родительского образования) |
Научно-методическое обеспечение |
||||||||||||||||||||
-Конвенция о правах ребенка; -Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»; -Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина российской федерации; -Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; -Концепция государственной семейной политики Российской федерации на период до 2025 г.; -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.; -Основы государственной культурной политики; -Положение об инновационной площадке НОУ «Академия родительского образования»; -Положение об экспериментальной площадке НОУ «Академия родительского образования»; Положение о Родительском университете НОУ «Академия родительского образования»; Устав МАОУ «Тохтуевская СОШ»; -Программа «Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ». |
Управляющий совет; Совет родителей (палата отцов и палата матерей); Встречи любящих родителей (родительские собрания); Школа любящих родителей; Школа будущих первоклассников; Семейные проекты; Акции: -«Школа на колёсах», «Бабушкина мастерская», «Мамины уроки», «Мир семейных увлечений», «Семейное счастье»(акция на транспорте), «Семейный ковчег» и др. Научно - практические конференции и родительские чтения; Уроки и внеурочная деятельность по предмету; Дополнительное образование; Проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников района и г. Соликамск
|
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по организации курсов для родителей, разработанные общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»; Е.В.Бачева «Основы семейного счастья»;
Бояршинова С.Л., Семенова С. БаБачева Е.В., Буркова Е.М. Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Отличники детства»; Методические разработки по организации родительского образования НОУ «Академия родительского образования»;
|
||||||||||||||||||||
Содержательный компонент |
||||||||||||||||||||||
Сущность родительского образования |
Задачи родительского образования |
Содержание родительского образования |
Направления деятельности родительского университета как механизма межведомственной координации родительского образования взрослых и детей |
|||||||||||||||||||
Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические права и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом. |
-формировать у взрослых и детей потребности учиться Родительству; -развивать рефлексивные способности родителей; -создавать общественно- позитивные образы семьи, отца, матери, родного дома; -обучать навыкам родительского самообразования; - возрождать чувство Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны. |
-основы мужской и женской культуры; -основы семейного уклада; -основы семейного воспитания; - содержательный досуг и здоровый образ жизни; -история семьи и история рода; -права детей и права родителей; -взаимодействие семьи и образовательного учреждения. |
-Соучастие родителей, педагогов и детей в органах общественно - государственного управления; -Реализация школьного компонента родительского образования для детей в программах учебных предметов; -Взаимосодействие всех субъектов образовательного процесса в реализации воспитательной программы «Радости большие и маленькие»; -Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей; -Информационно - просветительская и культурно – просветительская деятельность на территории Соликамского района. |
|||||||||||||||||||
Диагностический компонент |
||||||||||||||||||||||
Критерии |
Показатели |
Индексы (численные показатели) |
Методы измерения |
|||||||||||||||||||
критерий факта |
мера включенности родителей в соуправление ОУ, в различные формы родительского образования; мера включенности детей в различные формы родительского образования.
|
процент; ранг-место
|
анализ документов; педагогическое наблюдение, анкетирование |
|||||||||||||||||||
критерий отношения
|
«знак» эмоционального отклика на деятельность родительского университета, удовлетворенность родителей и детей дополнительным образованием в университете (самооценка, экспертная оценка отношения). |
процент, средний бал, разброс оценок (дисперсия) |
педагогическое наблюдение, анкетирование, контент-анализ |
|||||||||||||||||||
Результативный компонент Условия реализации модели |
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Статья взята из сборника под редакцией Е.В. Бачевой https://clck.ru/HjZL3.