X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Структурно – содержательная модель родительского образования

В МАОУ «Тохтуевская СОШ», Соликамского района, успешно реализовали модель взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Концепция государственной семейной политики в РФ определяет вектор развития образовательных организаций – формирование ответственного и позитивного родительства у взрослых и детей. Функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем. Исследования, проведенные на территории Соликамского муниципального района, показывают, что родители нуждаются в помощи специалистов, а у старшеклассников не сформирована ценность семьи, почитания старших, уважения своей родословной.

Анализ литературы, социально-педагогической ситуации в Соликамском муниципальном районе, рефлексия собственного научно-педагогического опыта, анализ анкетирования родителей, старшеклассников позволяют выявить следующие противоречия:

  • между нормативными и концептуальными установками на реализацию государственной семейной политики социальными институтами общества и отсутствием конструктивного взаимодействия между ними в решении задач образования и просвещения родителей;
  • между необходимостью подготовки растущего человека к выполнению социальной роли родителя и отсутствием квалифицированных кадров и методического обеспечения для организации образовательной практики в учебных заведениях;
  • между насущной потребностью школы в осуществлении практической деятельности по воспитанию родителей и традиционными, устаревшими способами работы педагогов с семьей.

Наличие противоречий и необходимость их разрешения определяет актуальность разработки и активного внедрения модели родительского образования в социально-педагогической среде Соликамского муниципального района на базе МАОУ «Тохтуевская СОШ».

Педагогическая модель богаче реальности в плане набора возможных путей развития с учетом сложившихся обстоятельств. Она учитывает положение синергетики о том, что малые воздействия, происходящие на микроуровне, могут стать для системы определяющими.

Модель родительского образования представляет совокупность целевого, субъектного, организационного, содержательного, диагностического компонентов.

Целевой компонент модели являетсяпринципиально важным, так как именно в цели отражаются результаты исследовательской и практической деятельности.Модель используется коллективом школы для формирования и самокорректировки родительской позиции взрослых и детей через деятельность Родительского университета, который обеспечивает эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, координацию инициатив в области семейной политики, защиты интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.

Эффективность модели обусловлена реализацией принципов, определяющих отношения между взрослыми и детьми: принцип первоочередного права родителей на воспитание детей; принцип сотрудничества и взаимоуважения всех субъектов образовательного процесса; принцип системности и преемственности родительского образования. Данные принципы позволяют перекинуть мостик из теории в практику. Они определяют требования, содержание и методику процесса родительского образования взрослых и детей.

Субъектный компонент данной модели является системообразующим компонентом, посколькуопределяет взаимосвязь между субъектами образовательного процесса в Родительском университете. Основными субъектами образовательного взаимодействия являются педагоги обучающиеся, родители (законные представители)  школьников. Круг субъектов расширяется за счет социальных партнеров. Их деятельность способствует формированию общественного мнения и реализации гражданских инициатив в сфере семейной политики.

Организационный компонент модели включает нормативно-правое, организационно-педагогическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса университета.

Деятельность Университета регламентируется нормативными актами федерального и регионального уровней, локальными актами. Их реализация обеспечивает ценностно-смысловое единство, системность и цикличность деятельности всех субъектов, продуктивность образовательного процесса.

Организационная структура Университета направлена на организацию единого процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей в школьной жизнедеятельности и в социуме. Участие родителей в управлении школой через Управляющий совет; совет родителей (палата отцов и палата матерей), встречи любящих родителей (родительские собрания) способствуют демократизации взаимоотношений в «педагогическом треугольнике» (учитель – ученик - родители). Школа любящих родителей, семейные проекты, акции, совместные праздники увеличивают диапазон позитивных влияний не только на развивающуюся личность школьника, но и помогают родителям в исполнении ими функции воспитателей собственных детей. Научно - практические конференции и родительские чтения предоставляют возможность обмена положительным опытом воспитания детей. Обучающиеся школы начинают свою подготовку к выполнению социальной роли родителя в школе первоклассника, продолжают на уроках и во внеурочной деятельности по предмету, в кружках и секциях. Программы учебных предметов и дополнительного образования включают школьный компонент – воспитание семьянина. Все организационные формы определяют внешнюю сторону образовательного процесса, которая связана с временем, местом, порядком его осуществления.

Под научно-методическим обеспечением следует понимать совокупность средств, позволяющих организовать эффективную деятельность Университета. В своей работе мы используем методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по организации курсов для родителей, разработанные общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»; методические указания по организации родительского образования, разработанные НОУ «Академия родительского образования», также создаем собственную методическую копилку.

Содержательный компонентданноймодели определяет сущность, задачи, содержание родительского образования для взрослых и детей, направления деятельности родительского университета как механизма межведомственной координации родительского образования взрослых и детей.

Реализация содержательного компонента модели позволяет выработать всем субъектам образовательного процесса единый взгляд на ценности и сущность воспитания ребенка, на роли семьи и школы в педагогическом процессе, на использование методик и техник, стиля воспитательных взаимодействий в различных жизненных ситуациях. В своей работе мы активно используем рекомендации по содержанию и технологиям родительского образования, разработанные НОУ «Академия родительского образования».   

Диагностический компонент предполагает изучение эффективности родительского образования в социально-педагогической среде школы. Для диагностики социальных и педагогических эффектов родительского образования взрослых и детей можно использовать критерии факта и критерии отношения, отражающие целевой компонент модели. Отобранные критерии конкретизируются до эмпирических показателей и становятся предметом измерения. В модели представлена численная мера выраженности отобранных показателей (средний балл, процент, ранг-место, дисперсия).  Используются несколько диагностических методов: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документов, контент-анализ сочинений, ранжирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.

Процесс реализации модели можно считать эффективным, если осуществляется систематическое научно – методическое сопровождение образовательного процесса, повышение квалификации организаторов и педагогов Родительского университета в процессе «внутрифирменного» обучения и на курсах за пределами организации, создана и функционирует система мотивации и стимулирования обучающихся и преподавателей, постоянно инициируется социальное партнерство – равноправное взаимодействие общественных и государственных сил в реализации семейной политики на территории Соликамского муниципального района. Мониторинг эффективности родительского образования взрослых и детей, разработанный на основе диагностического компонента модели, позволяет своевременно проводить коррекционные мероприятия деятельности Родительского университета.

Модель родительского образования детей и взрослых – это теоретически созданная, а затем реализованная в МАОУ «Тохтуевская СОШ» содержательная и процессуальная структура упорядоченного взаимодействия педагогов, родителей, детей, социальных партнеров по возрождению культуры российской семьи и традиций семейного воспитания с учетом мировоззренческого, национального, религиозного состава родительского сообщества, семей обучающихся.

 

Целевой компонент

Цель

Принципы деятельности родительского  университета

- формирование и самокорректировка родительской позиции взрослых и детей через деятельность Родительского университета

- принцип первоочередного права родителей на воспитание детей;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения всех субъектов образовательного процесса;

- принцип системности и преемственности родительского образования.

 

Субъектный компонент

Педагогический коллектив МАОУ «Тохтуевская СОШ»

Обучающиеся МАОУ «Тохтуевская СОШ»

Родители (законные представители) обучающихся МАОУ «Тохтуевская СОШ»

Социальные партнеры:

НОУ ДО «Академия родительского образования»;

Администрация Соликамского муниципального района;

Управление образования;

Отдел ЗАГС;

СГПИ филиал ПГНИУ;

ММБУ «Соликамская районная больница»;

Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Соликамск и Соликамскому району;

Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району; Соликамская городская прокуратура Пермского края;

МБМУ «Центр медицинской профилактики»;

Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики;

КДН и ЗП Соликамского муниципального района;

Местная религиозная организация Приход храма в честь Преображения Господня г. Соликамска Соликамской Епархии Пермской митрополии Русской Православной Церкви.

 

 

Организационный компонент

Нормативно-правовое обеспечение

Организационно – педагогическое обеспечение (формы родительского  образования)

Научно-методическое обеспечение

-Конвенция о правах ребенка;

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;

-Концепция духовно – нравственного развития  и воспитания гражданина российской федерации;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»;

-Концепция государственной семейной политики Российской федерации на период до 2025 г.;

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;

-Основы государственной культурной политики;

-Положение об инновационной площадке НОУ «Академия родительского образования»;

-Положение об экспериментальной площадке НОУ «Академия родительского образования»;

Положение о Родительском университете НОУ «Академия родительского образования»;

Устав МАОУ «Тохтуевская СОШ»;

-Программа «Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ».

Управляющий совет;

Совет родителей (палата отцов и палата матерей);

Встречи любящих родителей (родительские собрания);

Школа любящих родителей;

Школа будущих первоклассников;

Семейные проекты; 

Акции:

-«Школа на колёсах», «Бабушкина мастерская», «Мамины уроки», «Мир семейных увлечений», «Семейное счастье»(акция на транспорте), «Семейный ковчег» и др.

Научно - практические конференции  и родительские чтения;

Уроки и внеурочная деятельность по предмету;

Дополнительное образование;

Проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников района и г. Соликамск

 

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по организации курсов для родителей, разработанные общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;

Е.В.Бачева «Основы семейного счастья»;

 

Бояршинова С.Л., Семенова С. БаБачева Е.В., Буркова Е.М.

Программа психолого-педагогического просвещения  родителей «Отличники детства»;

Методические разработки по организации родительского образования НОУ «Академия родительского образования»;

 

 

Содержательный компонент

Сущность родительского образования

Задачи родительского образования

Содержание родительского образования

Направления деятельности родительского университета как механизма межведомственной координации родительского образования взрослых и детей

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические права и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

-формировать у взрослых и детей потребности учиться Родительству;

-развивать рефлексивные  способности родителей;

-создавать общественно- позитивные образы семьи, отца, матери, родного дома;

-обучать навыкам родительского самообразования;

- возрождать чувство Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны.

-основы мужской и женской культуры;

-основы семейного уклада;

-основы семейного воспитания;

- содержательный досуг и здоровый образ жизни;

-история семьи и история рода;

-права детей и права родителей;

-взаимодействие семьи и образовательного учреждения.

-Соучастие родителей, педагогов и детей в органах общественно - государственного управления;

-Реализация школьного компонента родительского образования для детей в программах учебных предметов;

-Взаимосодействие всех субъектов образовательного процесса в реализации воспитательной программы «Радости большие и маленькие»;

-Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей;

-Информационно - просветительская и культурно – просветительская деятельность на территории Соликамского района.

 

Диагностический компонент

Критерии

Показатели

Индексы (численные показатели)

Методы измерения

критерий факта

мера включенности родителей в соуправление ОУ, в различные формы родительского образования;

мера включенности детей в различные формы родительского образования.

 

процент; ранг-место

 

анализ документов; педагогическое наблюдение, анкетирование

критерий отношения

 

«знак» эмоционального отклика на деятельность родительского университета, удовлетворенность родителей и детей  дополнительным образованием в университете (самооценка, экспертная оценка отношения).

процент, средний бал, разброс оценок (дисперсия)

педагогическое наблюдение, анкетирование, контент-анализ

 

Результативный компонент

       
     
   
 

Условия реализации модели

  • научно – методическое сопровождение образовательного процесса (НОУ «АРО»);
  • повышение квалификации организаторов и педагогов Родительского университета;
  • создание системы мотивации и стимулирования обучающихся и преподавателей;
  • социальное партнерство – равноправное взаимодействие общественных и государственных сил;
  • мониторинг эффективности родительского образования взрослых и детей и коррекция на этой основе деятельности Родительского университета.
                       

 

Статья взята из сборника под редакцией Е.В. Бачевой https://clck.ru/HjZL3.

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020