Резолюция по итогам проведения в 2022 году серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»

«Языки народов России»: итоговая резолюция 2022В 2022 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 12 семинаров-совещаний в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. В 2022 году мероприятия прошли в Тамбовской области, Воронежской области, Калужской области, Брянской области, Курской области, Орловской области, Республике Коми, Республике Карелия, Ненецком автономном округе, Архангельской области и Ленинградской области. Мероприятия проекта начались 17 марта 2022 года в г. Тамбове, а финальный межрегиональный семинар-совещание Северо-Западного федерального округа состоялся 6-7 июня 2022 года на площадке Ленинградской области. Проект в течение 2020-2022 гг. охватил все федеральные округа России.

В ходе общественно-научной методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков, включая русский родной язык. Среди приоритетов региональных систем образования — обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей, профессиональный рост учителя родного языка и родной литературы нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народов, ориентиры на создание единой инновационной информационно-образовательной среды профессионального развития работников образования.

В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.

Нормативно-правовое обеспечение национальных языков развивается в различных регионах в разной степени. Специальные региональные программы приняты в трёх регионах – Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Республике Коми. Так, изучение ненецкого языка на территории Ненецкого автономного округа регламентируется правовыми актами, среди них: закон от 18.03.2013 № 4-ОЗ «О ненецком языке на территории НАО»; государственная программа «Развитие образования в НАО», утвержденная постановлением Администрации НАО от 13.11.2013 №411-п. 17 августа 2018 года Постановлением Правительства Республики Коми № 365 утверждена региональная программа «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2019-2024 гг.)» К сожалению, специальные программные документы по языковой политике отсутствуют в подавляющем большинстве регионов ЦФО и СЗФО.

В ряде регионов функционируют специально созданные для методической поддержки преподавания языков народов Российской Федерации научно-педагогические организации. Например, в ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» работает Лаборатория национальных проблем дошкольного образования и лаборатория развития этнокультурного образования, наряду с этим действуют республиканский экспертный совет и республиканское методическое объединение. Во многих регионах работают методические объединения учителей, региональные отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ).

В отдельных регионах имеет место активная и плодотворная работа общественных организаций, таких, как Карельская региональная общественная организация «Лига прибалийско-финских народов», Общество вепсской культуры, Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр». К сожалению, таких общественных организаций очень немного. Они полностью отсутствуют в теме родного (русского) языка.

В соответствии с ФГОС НОО предметные результаты по учебному предмету «Родной язык» включают в себя:

  • понимание роли языка как основного средства человеческого общения;
  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
  • понимание значения государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения;
  • сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России;
  • сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на изучаемом языке.

В результате обучения родному языку ребёнок должен понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России, составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур, историй народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средство её познания, понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку.

Должно быть сформировано понимание значения социокультурных компетенций, формируемых в ходе изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы, как погружение в национальную культуру своего народа, познание культурного кода нации:

  • умение увидеть культурный фонд, стоящий за каждой единицей языка;
  • умение обнаруживать в текстах разных стилей национально значимые лексемы;
  • умение познавать явления языка при помощи текста.

Такие предметные результаты определяют то, что для всех регионов характерна чёткая взаимосвязь родного языка и воспитания, формирования ценностных ориентиров детей. Родной язык и родная литература справедливо рассматриваются как площадки для формирования социокультурных и духовно-нравственных компетенций обучающихся, играют важную роль в воспитании патриотизма.

В основе повышения интереса обучающихся к урокам родного языка должна лежать связь с жизнью, использование игр, наглядность, мыслительные задачи. Заслуживает внимания мотивационная деятельность по изучению родных языков,включающая различныетворческие мероприятия. Во всех регионах применяются игры на превращения слов, игра «Исправь ошибки», упражнения «Расшифруй слово», «Расшифруй текст», кроссворды, шарады, и головоломки, проведение «Дня вежливых слов», викторины «Чудеса в стране слов», «В королевстве ошибок» и др. Игровые формы работы (геймификация), особо популярны в Воронежской, Ленинградской и Орловской областях. С 1999 года стало традиционным проведение праздника «Чолӧм, дзолюкъяс» в Республике Коми. В школах Республики внедряется интересная форма реализации этнокультурного компонента образования — полидеятельностная игра «Öтик-мöтик, кык-мык…» — система игровых мероприятий (праздников) согласно народному календарю древних коми. Полидеятельность подразумевает осуществление множества видов деятельности, среди которых творческая деятельность, декоративно-прикладная, физкультурно-спортивная, фольклорная, а также познавательная деятельность. Участники игры имеют возможность выступать в различных социальных ролях, таких как ведущие, организаторы, артисты, судьи, оформители, игротехники, продавцы, экономисты. Это игра, где детям предоставляется возможность в течение всего учебного года участвовать в этнокультурных мероприятиях, объединенных одной общей идеей. С 2015 года в Республике Коми реализуется республиканский проект «Школа игропедагогики «Дзолюк-Малышок».

Один из аспектов работы по родным языкам – формирование интереса к языку через читательскую грамотность. На площадке Курского института развития образования реализуется читательский проект «Соловушка», направленный на воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку. Семейное чтение рассматривается в практике Воронежской области как фактор повышения мотивации к изучению родной литературы. Стратегиальный подход к обучению смысловому чтению на уроках родного русского языка (СОШ № 22 г. Тамбова), работа с концептами. Формирование читательской грамотности на уроках родного языка – один из способов повышения мотивации к родному языку (в МБОУ «СОШ № 25» г. Брянска, Карпеченко Е. В.)

Интересен опыт Тамбовской области по разработке и внедрению методических кейсов по развитию межкультурной компетенции учащихся 5-7 классов.

В регионах проведения семинаров-совещаний 2022 года значительную роль играет лигво-культурологическая составляющая, изучение традиций и обычаев русского и других народов на уроках родного языка и родной литературы, обращение к устному народному творчеству, истории семьи и рода. Например, в Брянской области (Гимназия г. Новозыбкова) реализуется лингво-культурологический анализ текста на основе краеведческого материала. В Курской области (МБОУ «Полевой лицей» Курского района) реализуется преподавание предмета «Русский родной язык» на основе лингво-концептоцентрического подхода.

Стоит отдельно отметить работу просветительскую работу, направленную на сохранение родных языков Национального театра Республики Карелия. Например, в 2019 году по инициативе Заслуженной актрисы Александры Анискиной в театре был поставлен первый в мире спектакль на вепсском языке «Дом окнами в поле» (режиссер Снежана Савельева). Еще одним уникальным спектаклем Национального театра Карелии является постановка «Сын-Медведь» (режиссер Вячеслав Поляков). В спектакле актеры произносят фразы на русском, вепсском, карельском и финском языках, что дает возможность сразу услышать перевод фраз. Также в театре проходят квесты, интерактивные программы, экскурсии, посредством которых мы знакомим молодежь с национальными языками и культурой народов, проживающих на территории Республики Карелия.

Стоит отметить межрегиональный культурно-просветительский проект «Бабушкины сказки», поддержанный в 2020 году Фондом изучения и сохранения родных языков народов Российской Федерации, направленный на взаимодействие семьи и образовательной организации. В коми-комплект «Бабушкины сказки» вошли 16 коми и 16 русских сказок. Это фольклорные и литературные сказки, которые распределены в специальной культуросберегающей дидактической системе и объединенные едиными концептами, такими как взаимопомощь, дружба, доверие, труд, дом, гостеприимство, ум, доброта.

Значительную роль играет краеведческая составляющая, с помощью которой формируется уважение к своей культуре, своему языку. Так, в Воронежской области развивается направление «Литературное краеведение», реализуется проект «Самородки Воронежской области», в Республике Коми создан и внедрён УМК «Край, в котором я живу».

Одним из важнейших условий формирования познавательного интереса к родному языку в регионах проведения семинаров-совещаний 2022 года является музейная педагогика, охватывающая все возрастные группы и уровни образования. Музейная педагогика направлена на воспитание любви к родному краю, формирование национального самосознания, идентичности, развитие детско-взрослой совместной деятельности. Интересен опыт региональный комплекс музейной педагогики, реализуемый в Калининградской области на всех уровнях образования, в том числе на площадке СПО – Педагогического колледжа г. Черняховска, а также организации высшего образования – БФУ им. И. Канта.

Педагогами применяются следующие подходы к преподаванию русского родного языка:

  • коммуникативно-деятельностный;
  • культурно-антропологический;
  • герменевтический;
  • лингвоконцептоцентрический.

Изучение родного языка является важным моментом в воспитании у учащихся основ национального самосознания, толерантности отношения к другим нациям и культурам, адаптации в русскоговорящей среде детей инофонов. Примером такой работы в масштабах региона является комплексная педагогическая система по интеграции детей-инофонов в школьную жизнь, реализуемая в Калужской области, охватывающая все возрастные группы, начиная с дошкольников, заканчивая студентами вузов (проект «Мы разные, мы вместе!», реализуемый с сентября 2019 г.)

Важную роль в повышении мотивации к изучению родных языков играют творческие конкурсы и олимпиады. Например, в Воронежской области проводится «Фестиваль лучших педагогических практик преподавания русского родного языка», региональный сетевой конкурс программ и разработок по предмету «Родная литература (русская)», в Калужской области – Конкурс творческих работ учащихся, для которых русский является неродным и Конкурс передовых методик и практик по обучению русскому языку учащихся, для которых русский язык является неродным. В Курской области проводятся читательские конкурсы «Мастерская слова: зёрна добра и красоты», «Родное слово в цифровом пространстве», конкурс творческих работ обучающихся, посвящённого Международному Дню родного языка «Язык есть исповедь народа» (в рамках которого разрабатывается буклет в защиту сохранения родного языка, подготовка буктрейлеров, сочинений, воспоминаний, эссе по тематике, «Речь без вирусов», авторские стихотворения). В феврале ко Дню родного языка проводится республиканская акция «Олам комиын — сёрнитам комиӧн»/Живём в Коми – говорим по-коми». В этом году было представлено 206 творческих работ.

Участие во всероссийских конкурсах: Конкурс методических разработок учителей родных, включая русский, языков, Всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, а также комплексе мероприятий, проведённых в 2021 году Национальной родительской ассоциацией совместно с Федеральным институтом родных языков. Межрегиональный конкурс «Говорю я – говорят дома: финно-угорские языки в детском саду и семье» (для вепсской, финской и карельской аудитории). Межрегиональной олимпиады по родным языкам и краеведению (г. Салехард), в 2022 году — участие в Северо-Восточной олимпиаде школьников по родному языку и литературе (ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»). В рамках проекта «Дети Арктики» организуется поездка из числа талантливых детей коренных малочисленных народов Севера для участия в Межнациональном культурно-образовательном проекте «МЫ – Россия». Музыкальный конкурс «Фестиваль коми песни «Ловья ши». Северный Арктический федеральный университет проводит фонетический конкурс для школьников «Путешествие в страну звуков», а республиканская олимпиада по коми-языку вошла в Федеральный перечень олимпиад.

Следует отметить инновационные проекты и программы продвижения родных языков в сеть Интернет и медиа-пространство в целом. Так в Сосновской СОШ № 2 Тамбовской области используется технология веб-квестов, создан сайт «Лингвистический дозор», проводится День ручного письма. На площадке Воронежского государственного педагогического университета разрабатываются цифровые образовательные технологии для создания интерактивных упражнений, игр, кроссвордов, а также создания тестов, опросов и т.д. (обучение-приключение). Разрабатываются цифровые инструменты для создания интерактивных упражнений, игр, кроссвордов, такие, как LearningApps, «Фабрика кроссвордов», Quiziz, цифровые инструменты для создания ментальных карт (Canva, Mindmeister, IBrainstorm), инструменты для создания тестов, опросов (Google Forms, Online Test Pad, Mentimeter.com), онлайн-доски для совместной работы (Padlet, Google Jamboard, Miro). Основная идея предлагаемых приложений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить знания в привлекательной игровой форме. Например, для опроса по теме «Крылатые слова и выражения родного языка» можно предложить викторину «Скачки». Для подключения к игре необходимо разместить QR-код или ссылку, попросить учеников выбрать функцию «Играть с друзьями». В приложении «Скачки» после каждого ответа на вопрос показывается продвижение игроков по беговой дорожке. После завершения игры определяется победитель – тот ученик, который финишировал с наибольшим количеством верных ответов. В городе Льгове Курской области реализуется программа «Родное слово в цифровом пространстве» и «Семейная лаборатория анимации».

Примером интернет-организации методической работы является сайт отделения учителей русского языка и литературы Курской области Umoslovo.ru.

В Республике Карелия в 2021 году вепсская актриса Александра Анискина совместно с Андреем Горшковым создали блог «KV-show» (Карело-вепсское шоу), в котором в современном формате рассказывается о культуре, традициях и языке родного края. Эти короткие видео стали очень популярны среди жителей региона. Ролики привлекают внимание не только тех, кто интересуется культурой родного края, но педагогов, которые транслируют их ученикам во многих школах. Все выпуски «KV-show» можно посмотреть на портале omamedia.ru.

В Республике Коми в 1998 году на ГТРК «Коми гор» была создана познавательно-развлекательная радиопередача «Дзолюк» (Малышок), с 1999 по 2007 год осуществлялся выпуск образовательной телепрограммы «Кекöнач» (Ладушки), в настоящее время на КРТК «Юрган» реализуется новый телепроект «Чолöм, дзолюк» (Привет, малыш). Передачи предназначены для детской аудитории в возрасте 3 – 7 лет.

Можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие отдельных интересных наработок в сфере информатизации родного языка, опыт трансляции через медиа-пространство, создание информационных продуктов и использование информационных технологий в преподавании родных языков находится на крайне низком уровне. Опыт в части работы со взрослыми по родным языкам в регионах проведения семинаров 2022 года отсутствует.

Анализ системы преподавания родных языков в регионах в Северо-Западном и Центральном федеральных округов позволил выявить ряд общих комплексных проблем.

Недостаточная степень координации, отсутствие единства принципов и подходов, действий в развитии преподавания родных языков, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне каждой образовательной организации, недостаточное обеспечение учебно-методическими пособиями и учебниками, отсутствие преемственности преподавания родных языков между уровнями образования, незначительный объём использования современных информационных технологий в преподавании языков народов Российской Федерации.

Определение часов, отводимых на изучение родных языков, находится в ведении администрации образовательной организации, что зачастую приводит к перегибам в реализации.

Замена предмета «родной язык (русский)» на ступени старшей школы часто заменяется на другие предметы.

Массово просматривается низкий уровень мотивации обучающихся и родителей к изучению родных языков.

Отсутствие взаимодействия образовательных организаций с организациями, которые имеют отношение к сохранению родных языков.

Отдельный блок проблем связан с крайне низким уровнем вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в процессы сохранения и изучения родных языков, правовой нигилизм родителей, и низкий уровень мотивации семьи в этих вопросах. Среди наиболее значительных недостатков региональных систем образования – практически полное отсутствие разъяснительной, просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

Ощущается разрыв между традиционными формами организации учебного процесса и необходимыми в современных условиях информационными продуктами, адаптированными к тому информационному миру, в котором живёт современный ребёнок.

Негативно влияют на систему преподавания родных языков концентрация преподавания родных языков на уровне начальной школы и во внеурочной деятельности, дополнительном образовании и воспитательной работе, отсутствие современных интерактивных и информационных ресурсов, ориентированных на взрослое население.

Большое количество вопросов, непонимание со стороны родителей, да и педагогов по-прежнему вызывает преподавание такого предмета, как «родной (русский) язык», по этому направлению необходима системная разъяснительная работа.

Все указанные проблемы и процессы развиваются на фоне значительного сокращения бытования языков народов Российской Федерации, их использования в семейной и общественно-политической жизни, значительного обеднения, снижения качества устного и письменного использования русского языка. Происходят процессы маргинализации языка, снижения языковой культуры, латинизации языкового пространства.

Основой для дальнейшего развития преподавания языков народов Российской Федерации должна стать выработка языковой образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации. Языковая образовательная политика региона должна включать в себя взаимосвязанный комплекс организационно-методических, правовых, информационно-просветительских и научно-исследовательских мероприятий по преподаванию родных языков, включая русский язык как родной. Признаками такой языковой политики должны быть системность, комплексность, практическая ориентированность, учёт темы присутствия значительного количества детей-инофонов, для которых русский язык не является родным. Тема родных языков должна быть не просто интегрирована в учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу, но и иметь системную внутренне сбалансированную взаимосвязанную структуру. Важно, чтобы участниками реализации языковой политики были все участники образовательных отношений, органы исполнительной власти и местного самоуправления, научные и общественные организации. Языковая образовательная политика региона должна реализовываться в каждой образовательной организации с учётом местной специфики и традиций.

Для дальнейшего развития системы преподавания языков народов Российской Федерации важно реализовывать следующие предложения.

Системное проведение межрегиональных мониторинговых исследований состояния системы этнокультурного образования для анализа проблем и определения приоритетов развития системы общего и дополнительного образования, общероссийская координация в этой работе со стороны Министерства просвещения Российской Федерации.

Организация постоянно действующей федеральной методической площадки «Региональные практики управления этнокультурным образованием» для обсуждения научно-практических механизмов повышения качества этнокультурного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования.

Создание единой цифровой платформы по сохранению и развитию родных языков для широкого круга пользователей, включая взрослое население, родителей обучающихся.

Организация работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода, с использованием современных гаджетов и информационных технологий, близких и понятных современным детям.

Поддержка общественно-государственного характера развития преподавания языков народов России, создание и развитие общественных организаций, работающих в этой сфере, межведомственное взаимодействие.

Создание онлайн — курсов повышения квалификации по современным методикам преподавания родных языков, формированию у педагогов навыков работы в различных информационных средах, с использованием информационных продуктов, в том числе работа по теме «Сохранение языка в цифровом пространстве».

Выявление лучших практик и моделей обучения русскому языку как родному и как государственному и родным языкам народов Российской Федерации на всех уровнях общего образования, с целью распространения опыта.

Включение на уровне дошкольного образования компонентов предметной развивающей среды, способствующих речевому развитию детей на родных языках.

Увеличение доли программ дополнительного образования, направленных на изучение и сохранение родных языков и литератур в учреждениях дополнительного образования детей.

Перспективным аспектом сохранения и развития языков народов Российской Федерации является повышение интереса к этой тематике со стороны взрослого населения, создание информационных продуктов, позволяющих изучать родной язык вне зависимости от возраста и территориальной принадлежности, места проживания человека. Родной язык должен получить перспективу сохранения в рамках музейно-краеведческой работы как важнейший элемент этнического кода территории, туристско-привлекательное явление. Важно обеспечить внимание к родному языку в сфере журналистики, государственного и муниципального управления, социологических, политологических и иных программах гуманитарной направленности, программах вузов. Все указанные мероприятия по формированию и развитию языковой среды, безусловно, должны положительно повлиять на повышение мотивации педагогов и обучающихся к изучению языков народов Российской Федерации.

По итогам проведения в 2020-2022 гг. серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» подготовлен ряд научных и научно-популярных статей, в том числе, принятых к публикации в журналах, включённых в списки ВАК, 3 видеосюжета, 3 сборника успешных региональных практик. Со всеми материалами по итогам серии мероприятий, включая анализ оценки состояния и характера развития преподавания языков в разрезе федеральных округов, можно познакомиться на сайте Национальной родительской ассоциации www.nra-russia.ru , начиная с 01 июля 2022 года.

Вверх